Найти в Дзене
Vella

«Тихое место»: не сотрясайте воздух

Оглавление

Человек – существо довольно шумное да к тому же болтливое. Если отобрать у нас автомобили, телевизоры и телефоны, мы начнем очень громко (и местами нецензурно) возмущаться! Но как тут возмущаться, да еще и громко, если на Землю напала очередная проказа в виде крупнокалиберных голодных тварей, реагирующих на любой звук?

С глазами и носом у этих зубастых монстров, знать, какие-то проблемы, зато слухом эволюция не обидела: «малиновки заслыша голосок…» чудища готовы нестись к ней с другого конца леса, сметая березки и сосенки, причем явно не за тем, чтоб насладиться пением вблизи...

...Вы когда-нибудь пробовали чихать в себя?
...Вы когда-нибудь пробовали чихать в себя?

Сюжет в двух словах

Итак, помимо лесов с заикающимися малиновками, в хорроре «Тихое место» (2018 г.) нам покажут большое кукурузное поле, фермерский дом и семью из нескольких человек, которые были вынуждены выучить язык жестов, чтобы не играть в игру «крокодил» сутками напролет. Они кое-как наладили свой быт и досуг: совершают вылазки за продуктами, занимаются повседневной работой и стараются быть осторожными. С последним, правда, вышел прокол, когда мать семейства забеременела очередным ребенком – упс! Сами роды, как известно, процесс громкий, да и младенцы не отличаются любовью к тишине… Но герои, наученные горьким опытом, будут (практически) ко всему готовы.

Недостатки и достоинства в трех словах

У этого фильма очень интересная атмосфера, продиктованная предлагаемыми обстоятельствами. Начало вообще практические беззвучное: первый раз я смотрела хоррор в кинотеатре и было ощущение, будто зрители специально замерли и перестали шушукаться, осознав, что происходит нечто аномальное и надо на всякий случай затаиться. Хождения на цыпочках и постоянный жест «тс-с-с! молчи!» нагнетают напряжение не хуже зубастых тварей, вечно тусующихся поблизости. Другое дело, что в сценарии есть и проколы.

"Не бойтесь, дети!.. У меня с собой фонарик и подгузники!"
"Не бойтесь, дети!.. У меня с собой фонарик и подгузники!"

Например, нам никак не объясняют, откуда в условиях постапокалипсиса герои добывают электричество, если шумный вибрирующий генератор априори не вписывается в новую картину мира?.. Или как горстке людей удалось засеять и вырастить целое кукурузное поле, что живописно колосится в кадре?.. Немного непроработанны и сами существа – они слышат незначительный звук за километры от источника и бегут ему навстречу, не врезаясь в непреодолимые препятствия, но при этом не могут распознать человека в замкнутом пространстве комнаты (а как же дыхание? пульс? моргание, в конце концов?!). Словом, подобные логические несостыковки иногда царапают глаз, пока уши расслабляются.

Восторги (слова считать поленилась)

Тем не менее, мне очень хочется похвалить режиссера этой картины – Джона Красински, который сам сыграл в этом фильме роль отца семейства, а заодно затащил в кадр свою реальную жену – актрису Эмили Блант, что зарекалась работать с ним вместе. В интервью она высказывалась примерно так: «Джон боялся предложить мне эту роль, хотя писал ее для меня». Эмили даже успела порекомендовать мужу другую актрису, но потом все же прочла законченный супругом сценарий и тут же поняла, что никому не отдаст этого персонажа.

"Дорогая, а можешь немного всплакнуть в этой сцене?.. Кстати, что сегодня на ужин?"
"Дорогая, а можешь немного всплакнуть в этой сцене?.. Кстати, что сегодня на ужин?"

Результатом семейного подряда стало звание одного из лучших триллеров года по мнению критиков и заоблачные сборы в мировом прокате: свыше 340 миллионов долларов против скромных 17, потраченных на производство. При таких показателях фильм был просто обречен на продолжение, а дожившие до финальных титров герои – на побег из оккупированного монстрами дома и дальнейшие скитания по ухабам и кочкам внешнего мира. В сети уже появился трейлер второй части, чей выход в прокат запланирован на март 2020 года.

ПС. Другая вариация на тему случилась за несколько лет до «Тихого места». Я сейчас имею в виду фильм «Мертвая тишина» Джеймса Вана (создатель «Пилы» и «Астралов»), в котором главное не кричать – особенно, когда поблизости находятся жутковатого вида куклы.