Найти в Дзене
Konstantin Artemev

Хмурые чехи и улыбчивые поляки. Чем запомнились иностранные бойцы Великой Отечественной войны жителям русского тыла?

- Как же, помним мы поляков, как они в сорок первом у нас на тушёнку золото выменивали…

Фраза была произнесена на дружеском застолье в городе Бузулуке одним из местных руководителей где-то в середине 2000-х. Человек, сказавший это, был вполне себе серьёзным и уважаемым. Трепаться не любил, за базар отвечал. Если б не хорошая доза крепкого спиртного, да зашедший разговор о «европейских ценностях», наверное, промолчал бы.

Бузулук – небольшой, но богатый город в Оренбургской области, расположенный в нефтеносных районах Оренбуржья, но больше тяготеющий к соседней Самаре. Во время войны тут был сформирован 1-й Чехословацкий пехотный батальон, который потом воевал с немцами в составе Красной армии уже как Чехословацкий корпус.

Память о формировании чехословацкого батальона.
Память о формировании чехословацкого батальона.

О поляках в этом городе до того разговора я как-то и не слышал. Что, тоже здесь формировались?

Собеседник в ответ лишь презрительно хмыкнул.

- Ага, здесь, как же… В Тоцких лагерях. В Бузулуке только штаб стоял. Так мне мать рассказывала, как девчонкой в сорок первом приценивалась к консервам, которые поляки всю зиму на базаре продавали. Но они не на деньги, на золото меняли.

- А откуда у них тушёнка? – не понял я.

Он улыбнулся уже открыто, даже, кажется, слегка хохотнул:

- Говорили, что их командир представил нашим по спискам вдвое больше бойцов. Вроде как скоро должны поступить. И довольствие взял вдвое больше. Вот в ту голодную зиму 1941-42-го они консервами и банковали… Пока в 42-м в Азию не ушли.

- Куда? – не понял я. – В какую Азию? Они же вроде на фронт собирались...

- Ага, - криво усмехнулся он. – Щас, будут они бошки свои подставлять под немецкие снаряды. В Персию они от нас ушли. В армию Андерса. Нефтепроводы в Африке охранять.

Генерал Владислав Андерс, получивший от Советского Союза для своей 40-тысячной армии вооружение и полное довольствие, вывел её в Северную Африку, чтобы принимать участие в боевых действиях в составе войск британских союзников. После войны до 1970 года, до самой смерти, жил в Лондоне. До конце жизни оставался ярым антикоммунистом и русофобом.
Генерал Владислав Андерс, получивший от Советского Союза для своей 40-тысячной армии вооружение и полное довольствие, вывел её в Северную Африку, чтобы принимать участие в боевых действиях в составе войск британских союзников. После войны до 1970 года, до самой смерти, жил в Лондоне. До конце жизни оставался ярым антикоммунистом и русофобом.

Он вдруг опомнился, тряхнул головой и добавил:

- Только это так, слухи. Понял? Непроверенные данные. Смотри не опубликуй в своей газете, а то будет ещё международный скандал.

А потом закурил и откинулся в кресле:

- Хотя… Люди всё равно всё помнят.

- А чехи? – не унимался я. – Они что, тоже тушёнку продавали?

- Нет, что ты. Этим, видно, самим не хватало. Наоборот, свои шмотки на хлебушек выменивали. Ну, там уже после поляков в 1942-43-м наши, видать, поняли, что к чему. И лишнего не давали. И воевать чехи пошли весной 43-го сразу под Харьков. Вот знаешь у нас в Бузулуке улицу Отакара Яроша? Ротный был в чехословацком корпусе. Так он в первом же бою со своими бойцами десять немецких танков подбил.

Отакар Ярош
Отакар Ярош

- Так уж и десять?

- Да не меньше. Уже раненый схватил пояс с гранатами и кинулся под танк. Его пулемётчик срезал, а он всё шебуршился. Ну, танкисты его тогда решили раздавить. Придурки! В общем, ни танка, ни ротного. Первый иностранец-Герой Советского Союза. Ясно? Наш чех!

Подвиг Отакара Яроша в советские годы был увековечен даже на почтовых марках.
Подвиг Отакара Яроша в советские годы был увековечен даже на почтовых марках.

О подвигах бойцов чехословацкого корпуса я много читал. И то, как к ним относились немцы. Они их настолько люто ненавидели, что не просто убивали пленных, но ещё долго пытали. Достоверно известно, как нескольких раненых бойцов-чехов, попавших в плен, после жестоких пыток ещё живыми подвесили за ноги, предварительно отрезав уши и носы. Пленных чехов немцы сжигали живьём, а тяжелораненых закалывали штыками прямо на кроватях.

Соответственно и чехи в бою немцев не щадили. И в плен старались не сдаваться.

Мемориальная доска Отакару Ярошу в Бузулуке.
Мемориальная доска Отакару Ярошу в Бузулуке.

Но вот рассказ о поляках как-то не вписывался в общую картину «фронтового братства» и сериала «Четыре танкиста и собака». Решив перепроверить данные, я обратился к своему коллеге. Он какое-то время работал с архивами времён Великой Отечественной, но был приверженцем либеральных взглядов. А потому сразу усомнился в нечистоплотности польских военных.

- Я разговаривал с жителями Бузулука. Они вспоминали поляков, как людей культурных, вежливых, улыбчивых. А вот чехов помнили, как угрюмых и нелюдимых.

- Так если поляки тушёнку продавали, а чехи, наоборот, покупали, значит, голодали не поляки, а чехи. Ну и, соответственно, злились. Тут уж не до улыбок, - возразил я.

Коллега не стал оспаривать эту очевидную мысль. А что касаемо боёв с немцами, уверял, что война везде война. И убить могут, как под Харьковом, так и в Сахаре. А английские нефтепроводы тоже кто-то должен был охранять от итальянцев, немецких союзников.

Памятник армии Крайове.
Памятник армии Крайове.

Да я и сам к тому времени уже многое вычитал об армии Людове, которая, в отличие, от армии Крайовы воевала в частях нашей Красной армии. И те поляки на самом деле освобождали свою родную землю от немецких фашистов.

Да и Крайова воевала. Её подпольщики вместе с нашей разведкой и передовыми частями Красной армии, к примеру, спасли Краков от уничтожения. И если бы польское правительство в изгнании не торопило из Лондона Крайову с началом восстания в Варшаве, наши бы тоже не дали её уничтожить.

Давай, закурим, армия Людова!
Давай, закурим, армия Людова!

Каждый воевал на своём конкретном фронте. И чтоб не выворачивать историю в свою пользу, в самом деле, проще открыть все архивные документы. И понять, как там всё было.

Вот только, что бы там ни было написано, мне всё равно так и слышится фраза моего сердитого собеседника:

- ...А люди всё помнят.

И ничего с этим не поделать.

Символ Бузулука - старинная водонапорная башня.
Символ Бузулука - старинная водонапорная башня.

Про то, кто и как поднимал солдат в атаку во время Великой Отечественной, кто как вёл себя в бою, и каково было гибнуть 10 мая 1945 года, можете прочитать, пройдясь по ссылке:

"Кто бы знал, как не хотелось погибать после Победы!"

А про то, каково было выживать в это время в тылу, читайте по ссылке:

"За лепёшку - 10 лет без права переписки? Как выживали дети войны..."