Митрополит Московский и Коломенский Филарет (в миру - Василий Михайлович Дроздов, 1782-1867) был необыкновенным, даровитым и влиятельным человеком.
Будучи невысокого роста, худощавым на вид, он обладал огромной волей, силой духа и глубочайшей проницательностью. Велик был дар его речи и письма: простой, ясной, образной, заражающей вдохновением.
Митрополит Филарет (Дроздов) имел влияние в правительственных кругах. Благодаря ему был принят манифест о передаче престола Николаю I, отредактирован манифест об освобождении крестьян.
Владыко Филарет был лично знаком со своим современником Александром Сергеевичем Пушкиным, высоко чтил его творчество.
К 30м годам 19 века Пушкин пережил очень сильные разочарования, потрясения в жизни, которые ослабили его дух: признание и опала, ссылка в Михайловское, казнь друзей декабристов и многое другое.
Пушкин, гений пера, в это время, пишет свои "Скептические стихи":
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь! Зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Волей счастливого случая, благодаря дочери Кутузова, эти стихи, опубликованные в 1828 году, попадают к митрополиту Филарету.
Тонкий душеведец Владыко Филарет, улавливает настрой Пушкина, его мятущийся дух и желает вмешаться, добра и спасения ради. Обладая поэтическим даром, в унисон ритму Пушкина, митрополит пишет ответные стихи ему и направляет их поэту:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною,
Просияй сквозь сумрак дум,
И созиждется Тобою
Сердце светло, светел ум.
Пушкина очень взволновал смысловой, ритмичный, благодатный ответ Владыки. Кроме того, слушая проповедь митрополита Филарета в Храме, Пушкин глубоко, до слез, проникся духовным настроем и стихов Владыки, и его проповеди.
И в ответ на все это, уразумев сокрытое и важное, поэт в феврале 1830 года пишет стихи "Стансы", публикуя их в "Литературной газете":
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слёз нежданных
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый твой елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнём душа палима,
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.
Отношение Пушкина к вере было непростым, мятущимся, противоречивым. Но поэта никак нельзя назвать неверующим. Несмотря на порой сатирические образы священников, он тем не менее, имел глубочайшие Божественные откровения и восхищался подвигами и трудами святых отцов Благочестия.
И "Стансы" показывают его благодарность Владыке Филарету Дроздову за попытку ограждения души от внутреннего мятежа, смуты, подавленности, скепсиса и многих других тонких переливов души. За настрой на созидание и Боговдохновение.
Понравилось - ставьте лайк, подписывайтесь на канал.
С добром и уважением к Вам,
Игорь Орлов