Найти в Дзене
У нас в провинции

НЕ НАДО ГОВОРИТЬ ПРО ОДИНОКИХ: НИ БОГУ СВЕЧКА, НИ ЧЕРТУ КОЧЕРГА

Сегодня прочитала на Дзене публикацию 61-летнего пенсионера о том, как он практически всю жизнь живет один и ни в ком не нуждается, хотя попытки ужиться с женщинами были. Всем доволен, много путешествовал, стакан воды в старости не пугает. В общем-то, ничего особенного: у каждого имеется своя жизненная философия, даже если человек не совсем понимает, о чем это.

Удивило другое: как пылко его отругали отдельные комментаторы. Присказка, которую я вынесла в заголовок – оттуда. Но спорить с людьми, которые лучше всех знают, как надо жить, я не буду, просто выскажу свое мнение об одиночестве с примерами из провинциальной жизни.

В годы нашей юности (а я не намного моложе автора) женились и выходили замуж довольно рано. Возраст, когда «уже пора», наступал с момента получения невестой диплома об окончании техникума или училища, а жених к тому времени должен был возвратиться со службы в армии и устроиться на работу. Найти себе пару не было большой проблемой, если, конечно, молодые люди к этому стремились, обладали приятной внешностью и не демонстрировали окружающим явных пороков в характере и поведении. А стремились тогда завести семью почти все. Плохо приходилось тем девушкам, кто долго учился в вузе и к концу обучения не нашел себе пару. Помню, приехала на месяц домой отдохнуть после окончания института, уже с направлением к будущему месту работы. Было мне в том апреле только 21 год. Много читала, бродила по весеннему лесу, а по вечерам ходила в клуб. Но делать там было уже нечего. Девчат-ровесниц почти не осталось, а ребята - бывшие одноклассники и кто постарше - дружили с девчонками лет 17-18-ти. «Да, - говорила мама, глядя, как я возвращаюсь домой слишком рано, – если в 22 не выйдешь замуж, то все!». И упрекала меня за то, что слишком долго «копалась в женихах». Хуже меня было только молоденьким учительницам, которые отрабатывали три года в нашей сельской школе после института. Они даже в клуб не ходили, не могли себе позволить танцы с бывшими и настоящими учениками.

Но, повторяю, все, кто хотел замуж, в конце концов, выходили. И я в том числе. И учительницы – одна вышла замуж за бывшего ученика, когда ему исполнилось 18. Другая в 27 лет расписалась с 28-летним «стариком», на которого уже не обращали внимания юные сельские девушки, увезла его в свой город. И даже того, кто не очень хотел заводить семью, - заставляло общественное мнение. Но сколько же потом не ужились!

В общем, из моего поколения не вышли замуж или не женились только единицы. И почти никто – из любви к одиночеству. Кто-то спился, кто-то не вылезал из тюрем, кто-то был «со сдвигом по фазе». Трудно приходилось инвалидам, импотентам, страшненьким... Знаю одного вечно холостого эксгибициониста. Знаю пару-тройку дам, которым в свое время просто не повезло встретить своего человека, а потом они хотели родить ребенка «для себя», но не решились, потому что занимали «такие должности, что это было неприлично», о чем сейчас жалеют. И только одна женщина говорила, что у нее не было потребности заводить семью и рожать детей.

Те времена ушли, и сегодня все поменялось. Общество перестало быть однородным, и это хорошо. Мне нравится, что девушки не торопятся замуж хотя бы до 25 лет и не считают себя старыми девами даже в тридцать. Более того, и окружающие к этому привыкли, не шушукаются им вслед. И парни теперь другие. Вот живет на нашей улице молодой человек, я знаю его с детства. Всегда здоровается, ничего плохого о нем не слышала. Живет один в родительском доме, хотя ему уже 40. И считать его ненормальным только по этой причине? Увольте! А судьи кто?

Одиночество – не приговор, не трагедия, не судьба, а вариант нормы. И в одиночестве много хорошего, даже апостол Павел это отмечал. Но все-таки время от времени надо предпринимать какие-то шаги к перемене своего статуса, чтобы жизнь не выглядела ровной, как железнодорожный рельс. Как это говорится? Лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть.