Найти в Дзене
Алла Викторовна

Почему публика не бойкотирует артистов, выступающих под фонограмму?

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Для современной публики давно уже не новость, что многие современные эстрадные артисты часто (а некоторые всегда) выступают на публике под "плюсовую фонограмму". То есть по факту - находясь на сцене,просто открывают рот под звучащую запись. При этом они всячески стараются изобразить, что поют по-настоящему - то есть держат у рта микрофон (отключенный), стараются губами точно попадать в звучание фонограммы - в общем,усиленно делают вид, что работают голосом. И так делают не какие-то начинающие, а самые известные в стране певцы, даже имеющие звания "заслуженных" и "народных" артистов. Что характерно - очень высокооплачиваемые артисты.

Есть ощущение, что эта ситуация уже стала настолько привычной, что считается нормой. Таков современный шоу бизнес, в котором собственно вокальная партия имеет мало значения - современной публике нужно прежде всего зрелище, световые эффекты, танцы солиста и кордебалета, сверкающие стразами костюмы (или что там от них осталось)....Певец -шоумен в наше время выходит на сцену не для того, чтобы петь, - он являет публике великолепного себя под звучание своей (иногда чужой) фонограммы. Но тогда зачем вообще они держат в руках микрофон, и открывают рот? Просто ходили бы туда-сюда по сцене под музыку, танцевали бы, кто как умеет. Зачем пускать публике туман в глаза, делая вид, что поют?

На самом деле, никто и никогда не признаётся, что выступает на сцене под плюс. Это как бы не комильфо. И многократные призывы писать на афишах, что концерт идет под плюсовую фонограмму, не имели отклика. Никто и никогда на афишах такого не напишет. Потому что где-то внутри у всех скребут остатки совести, ведь "пение" под плюс - это чистой воды мошенничество, обман потребителя. И публика может потребовать снижения цен на билеты, а то и вовсе на концерт не пойдет (ну а вдруг?). Поэтому изобретаются все новые и новые способы, как наиболее правдоподобно изображать на сцене живой вокал. Тут и бесконечные "отводы микрофона", и разговоры с залом во время песни, и предложение залу спеть часть песни самому.... Наивной публике невдомек, что все эти трюки можно совершенно спокойно заложить в звучащую фонограмму, когда нужно убрать вокал, потом его снова добавить. Все эти приемы, за которые отвечает звукорежиссер, отлажены до совершенства, и повторяются из концерта в концерт. Правда, иногда техника дает сбой, или случается еще какой форс мажор - у певца выпадает из рук микрофон, или сам артист вдруг падает на сцене... И вот тогда происходит локальный конфуз - публика убеждается, что в зале звучит не живой голос певца, а фонограмма. Иногда эти конфузы попадают в сеть, благодаря наличию у современной публики техники, позволяющей вести съемку концерта.

Я не хожу на концерты "фонограммных певцов" никогда. Я не собираюсь отдавать свои деньги за профанацию. Да и в целом их творчество для меня не притягательно. Но почему залы у этих певцов никогда не пустуют, и ведь немаленькие залы, иногда стадионного масштаба, при том, что билеты, по крайней мере на ближние ряды, совсем не дешевые, могут стоить 10-20-30 тысяч? Почему публика как ходила, так и продолжает ходить на "фанеру", несмотря на многочисленные разоблачения в сети?

Ну ладно, 90-е годы прошлого столетия. Тогда это было в новинку - на советской эстраде о таком даже подумать было нельзя, само собой подразумевалось, что певец выходит на сцену чтобы петь, а не шоу устраивать. Поэтому публика рвалась на всякие там "Миражи" и "Ласковые маи", предполагая подлинность исполнителей, а те катали по стране по несколько составов под одну и ту же фонограмму. Тогда публика ещё могла быть наивной и просто не понимать, что ее дурят. Но в наше время?

Давно все разоблачены, давно всем всё должно быть понятно. Интересно, что когда я спрашиваю у знакомых, посетивших фонограммный концерт, - зачем вы туда ходите, это же голимая фанера, мне всегда отвечают одно и то же - нет, на этом концерте было всё живьем. И вообще, этот конкретный певец всегда поет живьем. Другие - да, под фанеру, а этот, мой любимый, только живьем! И бесполезно показывать видосы, в которых этот кумир конкретно облажался с фонограммой. Ничего не действует - это было один раз чисто случайно, а так нет, он поет живьем. И еще один "убийственный" довод - ну ты же там не была, как ты можешь судить, была ли там фонограмма. Вот сходи на концерт и убедишься, как там всё классно.

Зачем мне ходить на концерт, тратить время и деньги, если даже на записях из зала в youtube отчетливо можно слышать, что певец поет под плюс? Даже если всё идет гладко, никто не падает и не теряет микрофон, - слышно же, как льется из динамиков вычищенный студийный звук, видно, как певец периодически "рассинхронизируется" с фонограммой, как иначе звучит его голос, когда он разговаривает в микрофон с залом.

У меня нет объяснений, почему публика так любит фанерных певцов и заполняет огромные залы на их выступлениях. Видимо, у большинства просто не настолько развит слух, чтобы слышать фонограмму, а во-вторых имеет место фактор "телевизорной популярности". Люди, видимо, хотят побывать в одном зале со знаменитостью, человеком из телевизора, и это им дает какие-то необходимые им эмоции. К тому же шоу, красотки и красавцы из массовки, спецэффекты - создают нужное настроение.

В конце концов печально не то, что фанерщики, в том числе совершенно не имеющие никаких вокальных данных, невероятно востребованы у публики. Может они харизмой берут или еще чем, хотя какая может быть харизма у мошенника? Впрочем, может - вспомните хоть Остапа Бендера. Меня огорчает, что такая вкусовая неразборчивость публики не дает развиваться другой, гораздо более качественной эстраде. Парадоксально, но певцы, поющие действительно живьем, даже не под "минус", а в сопровождении настоящих живых музыкантов, оказываются на порядок менее востребованными, чем "фанерщики". Они не собирают таких больших залов никогда. Для меня показатель - если певец выступает на небольших клубных площадках на 500-700 зрителей, а то и меньше, то это, скорее всего настоящая живая музыка. Таких коллективов в стране достаточно много, на разные вкусы, это не только рокеры и джазмены. У них есть своя аудитория, но массовой публике, как правило, они неизвестны или неинтересны. По телевизору, их, само собой, не показывают (хотя тоже вопрос - почему? ну хотя бы изредка можно же сделать программу с такими исполнителями?). Иногда они даже не могут приехать на гастроли в провинцию, так как их никто там не знает, и билеты на концерт не продадутся, даже в небольшой зал. Разве что в Москве и СПб их выступления рентабельны.

Хотелось бы, чтобы когда-нибудь эта ситуация поменялась, и ценителей качественной живой музыки в стране стало больше.

Уважаемые читатели! Если вам понравилась публикация, то пожалуйста ставьте лайк, чтобы поддержать новый канал. А также подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации