Найти тему
RUSSIAN CAR POST

Кто основал Роллс-Ройс, и почему он такой дорогой?

Оглавление

Если я попрошу назвать вас самые дорогие марки автомобилей, каким по счёту вы назовёте Роллс-Ройс? Первым? Вторым? Так или иначе, ни один топ люксовых автомобилей не обходит Ролс-Ройс стороной. Почему так, я вам сейчас расскажу.

Начну я с истоков, с основателей.

Компанию Роллс-Ройс основали 2 человека - младший сын мельника с одним классом образования, Генри Ройс, и младший сын богатого барона, Чарльз Роллс. Говоря по правде, общего у них разве что две первые буквы фамилий и титул самого младшего в семье.

Генри Ройс и Чарльз Роллс
Генри Ройс и Чарльз Роллс

Ройс, закончив один класс образования, был вынужден в виду абсолютной нищеты бросить учёбу и заняться раздачей газет и телеграмм. Чуть позднее в пятнадцать лет он устроился помощником в железнодорожную мастерскую и набирался потихоньку опыта вплоть до перехода в электрокомпанию, где начал копить свой первый капитал. Но капитал был собран совсем не на первый автомобиль, а на регистрацию собственной компании по производству электроприборов. Чуть встав на ноги, Ройс открывает компанию по производству грузовых кранов и только спустя ещё 7 лет, будучи 38-летним мужчиной, покупает свой первый автомобиль, новенький De Dion-Bouton.

На самом деле, вообще не был в курсе, что существовала такая фирма, хотя, как оказалось, она существовала аж до середины 20 века.
Кран и De Dion-Bouton
Кран и De Dion-Bouton

Ройс, по-видимому, настолько разочаровался в своей покупке, что решил больше не экспериментировать с покупками и поэкспериментировал с железками. Как итог, мир увидел три новеньких автомобиля.

Но постойте, а где Роллс, и зачем он был нужен?

Роллс окончил Кембридж в направлении инженерии и был страстным автолюбителем. В числе его достижений ещё до встречи с Ройсом были национальный рекорд скорости и фирма по продаже французских автомобилей (Видимо, тех самые De Dion-Bouton).

Роллс, рекорд скорости и Кембридж
Роллс, рекорд скорости и Кембридж

В 1904 году Ройса и Роллса свёл их общий знакомый. К слову, на момент встречи им было 41 и 27 соответственно. Мир увидел первые автомобили 10hp, а спустя ещё 2 года, в 1906 году появилась компания Роллс-Ройс, в которой обусловились так, что все разработки лежали на Ройсе, а все финансы - на Роллсе.

Основание Роллс-Ройс
Основание Роллс-Ройс

С 1904 по 1906 год в Роллс-Ройс разработали и выпустили 6 моделей: 10hp (первая модель, которую Ройс произвёл в количестве 3 штук), 15hp, 20hp, 30hp, Legalimit и 40/50 Silver Ghost.

Слева-направо, сверху-вниз: 10hp, 15hp, 20hp, 30hp, Legalimit и 40/50 Silver Ghost
Слева-направо, сверху-вниз: 10hp, 15hp, 20hp, 30hp, Legalimit и 40/50 Silver Ghost

Ройс был поистине классным инженером и механиком, но этого было недостаточно, чтобы побороть грядущие трудности.

Чарльза Роллса на современный манер можно было назвать экстрималом, ведь помимо автомобилей, он увлекался полётами на воздушных шарах, а впоследствии и на аэропланах.

Да и совсем неудивительно, что многих тянуло в небеса, ведь на дворе были 1900-е годы, самое начало полётов, которое положили братья Райт.

Каким бы классным испытателем и экстремалом вы ни были, риск есть риск, и 12 июля 1910 года во время вылета Роллса на своём биплане что-то пошло не так, и биплан буквально рассыпался в воздухе. Роллс получил травмы, несовместимые с жизнью, и компания осталась на плечах Ройса.

Приключения на этом не закончились. Спустя год после гибели Роллса здоровье Ройса начало стремительно ухудшаться, ещё через год он ложиться на операцию, при которой шансы выжить у него были не велики, но он выживает.

Гибель Роллса и операция Ройса
Гибель Роллса и операция Ройса

После такой перепетии Генри Ройс ушёл в проектирование чертежей и сменил вектор на двигатели для самолётов, а заводы посещать и вовсе перестал.Потом пришла Первая мировая война, Роллс-Ройс снабжал военным оборудованием армию. Упор был на самолетные двигатели, которые были крайне качественными и пользовались особым уважением в кругу лётчиков.

Если посмотреть на новинки в сфере автомобилей, то Ройс просто дорабатывал моторы, а внешний вид автомобилей особо не менялся. А вот с военной техникой всё шло sehr gut* (очень хорошо*).

Как мне кажется, на момент с 1918 и далее Ройс будучи инженером совсем не хотел вникать в продажи и просто проектировал двигатели для армии вплоть до самой смерти в 1933 году.

Не могу не упомянуть о двигателе Мерлин. Это последнее наследие Ройса. Хоть при жизни данный двигатель не произвели, к началу Второй мировой войны этот двигатель выстрелил так, что запомнился навсегда. Это был эталонный двигатель, который полюбили армии Англии и США.

Двигатель Роллс-Ройс Мерлин
Двигатель Роллс-Ройс Мерлин

После Второй мировой войны про смену руководство, поглощения или нечто подобное не было ни малейшей информации. Заводы, видимо, по инерции выпускали продукцию высокого уровня и продолжали как-то существовать.

Мне эта ситуация напоминает компанию Apple после смерти Стива Джобса. И работала компания, и всё хорошо, а нового не было, как творческий кризис что ли.

Автомобилями Роллс-Ройс владели такие известные личности, как: королева Британии Елизавета II, генерал Франко (на тот момент, глава Испании), губернаторы Гонконга, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, а также российский революционер Ленин.

Елизавета II, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, генерал Франко, Ленин
Елизавета II, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, генерал Франко, Ленин

Но связь с мировой элитой не спасла Роллс-Ройс от банкротства в 1971 году. Возможно, это случилось из-за отсутствия масштабных боевых действий, возможно, из-за отсутствия новых инновационных идей, но это случилось. Компания Vickers, которая на тот момент уже имела в своём арсенале поглощенную Austin Motors, целиком выкупила Роллс-Ройс.

Можно было бы продолжить эту статью вплоть до продажи Роллс-Ройса BMW, но это уже не совсем про Роллс-Ройс, ведь в Vickers появились модели, разработанные иностранными инженерами, и эти модели Роллс-Ройс не выделялись чем-то новым более 15 лет. Поэтому я остановлюсь здесь и продолжу, когда расскажу про весь концерн BMW, потому что мне интересно, что таят в себе современные концерны, осталось ли в них что-то от поглощенных компаний. И если да, то что именно.