В силу особенностей возраста дети еще не умеют надолго удерживать внимание на задаче. Они неусидчивы, хватаются за разные дела, но не доводят их до конца. Это нормально. Но часто мешает учебной деятельности, снижая успеваемость.
Развитие внимания у ребенка проходит шесть этапов:
1. Этап рассеянного внимания длится от рождения до одного года. Малыш реагирует на любой раздражитель: музыка, разговоры, движения.
2. Этап фиксации внимания начинается от года и длится до трех. На этом этапе ребенок может заниматься своими делами, не замечая происходящее вокруг. Малыш очень увлекается игрой. В такие моменты лучше е отвлекать его. Иначе он потеряет интерес к занятиям.
3. Гибкое одноканальное внимание. По мере взросления навык внимания развивается. Во время игры малыш может услышать, что его позвали, но проигнорировать и вернуться к своему занятию.
4. Устоявшееся одноканальное внимание. Когда ребенку от трех до четырех лет, то он уже способен прервать игру, выслушать информацию от взрослого и продолжить играть с того момента, на котором остановился.
5. Начало формирование двухканального внимания. От четырех до пяти лет ребенок начинает овладевать новым навыком. Малыш пытается не отключаться от деятельности и вести разговор. Продолжительность двухканального внимания пока маленькая.
6. Сложившееся двухканальное внимание. После пяти лет ребенок может делать несколько действий одновременно: смотреть сказку и собирать пазл, рисовать и отвечать на вопросы.
На каждом этапе детскую внимательность можно тренировать. Существует много упражнений, тренажеров и курсов. Задания для детей должны быть максимально интересными и соответствующие возрасту. В противном случае повысить качество внимания не получится.
Важно доказать ребенка, что он способен фокусироваться на конкретном объекте и не выпускать его из поля зрения. Отлично подойдет упражнение «Замри и концентрируйся!». Подгадайте момент, когда ребенок меньше всего готов получить команду «Замри!». Он должен застыть на месте без движения на 10 секунд. Когда время выйдет, попросите назвать три вещи, которые он увидел, пока был «заморожен». Через несколько недель регулярных тренировок ребенок сам сможет произвольно фокусировать внимание.
Для следующего упражнения потребуется лист бумаги и карандаш. Пусть ребенок рисует линию, пока не отвлечется. В этот момент нужно сделать небольшую горку на линии и продолжить вести ее. Упражнение «Линия» покажет, как часто мысли малыша улетают в неизвестном направлении.
«Запрещенная буква». Это очень веселая игра.
Выбираете тему для диалога, начинаете разговор, но при этом каждый должен избегать употребления слов с запрещенной буквой, которую вы заранее выбрали. Можно хитрить и вынуждать ребенка произнести букву.
«Что изменилось?». Расставьте на столе мелкие предметы: киндеры, игрушки. Около минуты ребенок смотрит на стол и запоминает расположение. Затем закрывает глаза, а вы в этот момент переставляете или убираете часть вещей. Ребенок должен угадать, что изменилось.