Найти тему

Опасности в жизни новоначального. Часть 2

Разочарование в Церкви

В новоначальный период человек как бы надевает на себя «розовые очки». У русского философа К.Н. Леонтьева есть даже такое выражение – «розовое христианство» - сказанное, правда, по другому поводу. В начальный период все человеку видится в розовом цвете, чужие грехи не замечаются, прощение обид дается легко.

Но Церковь состоит из людей, а люди приходят из мира, нередко привнося в церковную жизнь все те болезни, которыми болен мир. И вот наш искренний неофит начинает, наконец, замечать, что в церкви не все так уж и радужно: и прихожане «огрызаются», и священник «равнодушен». В этот момент вполне может наступить разочарование в церковной жизни.

Однажды я спросил у знакомого священника: «Что говорить человеку, если он разочаровался в Церкви?». На что он мне ответил: «А и хорошо, что разочаровался». Такой ответ меня удивил, и я попросил разъяснить. Тогда священник сказал: «Пусть разочаровался. Но зато теперь он трезво может смотреть и на людей, и на все церковные неурядицы. У него наступает период испытания веры».

Так что даже это разочарование на самом деле – позитивный процесс, тоже говорящий о нашем взрослении. А трезвость в духовной жизни чрезвычайно важна. Вот как ее описывает свт. Игнатий (Брянчанинов):

«Господь заповедал нам непрестанную молитвенную бдительность над собой, называемую трезвением. Трезвение есть истинное смирение, сосредоточившее надежду свою в Боге, отрекшееся от всякой самонадеянности и от надежды на людей. Стяжи постоянное трезвение, постоянное бодрствование над собой. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели».

Новоначальный – не значит молодой, молодой – не значит новоначальный

Иногда, к сожалению, случается и так, что человек не хочет выходить из своего новоначального периода, в котором ему было так хорошо. И он подменяет новый и неизбежный опыт действительной христианской жизни каким-то выдуманным православием, ничего общего ни с реальной жизнью, ни с настоящим православием не имеющим. Так иногда дети не хотят взрослеть.

Однажды один молодой священник спросил у меня: «Ты читал «Откровенные рассказы странника?» Я ответил: «Да, читал». Тогда он задал еще вопрос: «А можно их рекомендовать новоначальным». Я ответил: «Нет», - и объяснил почему. Потом, каюсь, грешным делом подсмотрел, с кем он по поводу этой книги разговаривал. Человеком тем оказался старик, уже много лет ходивший в церковь.

Все время оставаться новоначальным все равно не получится. Нельзя застревать на начальной ступени, как нельзя на всю жизнь оставаться детьми. Бог хочет, чтобы мы росли и выросли «в меру возраста Христова». Лучше слушаться Бога, а не обманывать себя и Его.

И – с другой стороны – молодой возраст также не означает, что человек все еще неофит. Один епископ рассказывал, что к нему, тогда еще недавно рукоположенному в сан священника, подошла какая-то женщина со своим вопросом. Он стал с ней разговаривать, но тут откуда-то появилась «старая прихожанка» и со словами «Пойдем, я тебе расскажу, он еще молодой, ничего не знает» - забрала женщину себе.

Так что далеко не всегда биографический и христианский возраст у человека могут совпадать.

Это, конечно, далеко не все «проблемы и опасности» новоначального периода. Нужно изучать их и знать, чтобы наше христианское взросление шло правильной дорогой, то есть том «узким путем», который приводит в Царствие Небесное.

Подписывайтесь на канал - вам не сложно, а мне приятно!

Делитесь статьями в социальных сетях - пусть люди больше узнают о Боге!