Найти тему

Антонио Сальери, или несправедливая концовка

Антонио Сальери
Антонио Сальери

Этого человека называли "Завистником", "Убийцем Моцарта". При этом, он был учителем младшего сына Великого австрийского композитора.Великий русский поэт, Александр Сергеевич Пушкин "посвятил" ему свое произведение. И не только его. Надо сказать, что "под крылом" наставника вырасло около 60 музыкантов, среди них: Людвиг Ван Бетховен, Франц Шуберт, Ференц Лист и т.д.

Таков был - Антонио Сальери.

Франц Шуберт
Франц Шуберт

Ференц Лист
Ференц Лист
А. С. Пушкин
А. С. Пушкин

18 августа 2020 года со дня рождения Антонио Сальери исполнится 270 лет.

Рождение и детство композитора

Родился будущий музыкант и педагог в городке, находящемуся в близи от города Вероны. Как и многие сверстники Великого композитора, Антонио Сальери рано почувствовал тягу к искусству. Первые уроки по музыке Антонио давал его брат - Франческо. После чего, педагогом был церковный органист.

К слову, Франческо Сальери, брат композитора, обучался игре на скрипке у итальянского скрипача - виртуоза Джузеппе Тартини

После того, как будущий композитор потерял своих родителей: в феврале 1763 году мать, а спустя год - отца, шефство над 14 - летним мальчиком взяли друзья отца Антонио - богатое семейстово Мочениго из города Венеции. В 1765 году Сальери пел в хоре Святого Марка, изучал basso continuo у basso continuo у известного оперного композитора Джованни Батисты Пешетти, а также, основы вокального искусства - у итальянского тенора Пачини.

Прошло немного времени и талантливого юношу заметил, по рекомендации Пачини, Флориан Леопольд Гассман, который состоял в то время на должности придворного композитора императора Священной Римской империи Иосифа II. Тот забирает 16 - летнего музыканта с собой в Вену.

Джузеппе Тартини
Джузеппе Тартини
Флориан Леопольд Гассман
Флориан Леопольд Гассман
Император Иосиф II
Император Иосиф II

Венский период. Знакомство с Метастазио и Глюком. Европейская признательность

Композитор переезжает в Вену. Там он знакомится с прославленным итальянским либреттистом, драматургом Пьетро Метастазио, известного своими постановками: "Покинутая Дидона", "Олимпиада", "Милосердие Тита" и т.д., пишет по его либретто музыкальные сочинения. После чего, Антонио Сальери знакомится с Кристофом Виллибальдом Глюком.

Пьетро Метастазио
Пьетро Метастазио
Кристоф Виллибальд Глюк
Кристоф Виллибальд Глюк

Стоит сказать, что переехав в Вену, будущий композитор стал жить в доме у Флориана Леопольда Гассмана. Так как, тот считал Сальери своим "самым способным учеником", он взял на себя основное и музыкальное образование молодого человека, внося немалые расходы на привлечение квалифицированных учителей и многие другие.

В 1769 году Антонио Сальери устроился ассистентом Гассмана в театр. Узнав, что у последнего появился такой способный ученик, его согласился прослушать сам Иосиф II. Естественно, правда, поборов смущение, Антонио Сальери не ему дал усомниться в своих способностях. Так началась карьера в придворном ремесле.

Чуть позднее, Сальери представилась возможность выполнить свою первую работу: вышло так, что его покровителю, Гассману необходимо было ехать в Рим, чтобы писать оперу для Рождественского карнавала. И в этот же период, к нему, с уже готовым либретто, обращается Джованни Боккерини (танцор Венской оперы, родной брат итальянского композитора - Луиджи); так как, возможности у Флориана уехать из Италии не было, за работу принялся сам Антонио Сальери.

Проводя сутками за работой, опера "Образованные женщины" была создана композитором за рекордно быстрое время и после премьеры имела успех. Её похвалил даже сам Кристоф Валлибальд Глюк.

После данного произведения, позже появились дивертисмент "Дон Кихот на свадьбе Гамаччо" и пастораль "Невинная любовь". А через некоторое время, после того, как вернуться из Италии, Флориан Леопольд Гассман познакомил композитора с Пьетро Метастазио. Кроме того, по соседству с Антонио жил Кристоф Валлибальд Глюк, который очень ценил работы молодого музыканта.

Причем, начинающееся творчество Сальери настолько зацепило именитого композитора, что тот вызвался быть вторым его покровителем и учителем. Для Антонио же творчество Глюка стало путеводной звездой.

Кончина Гассмана и дальнейшая жизнь Сальери

Флориан Леопольд Гассман скончался 21 января 1774 в Вене в сорокапятилетнем возрасте. Место капельмейстера занял Йозеф Банно, а Антонио Сальери досталась должность придворного композитора камерной музыки. При этом, Иосиф II назначил его заместителем капельмейстера итальянской оперы в Вене! Позднее, он займет должность и императорского капельмейстера.

Вообще, стоит сказать, что музыкант достаточно долгое время находился в центре внимания музыкальной жизни Австрии.

Помимо сочинения, он осуществлял постановки, дирижировал спектакли, а также управлял придворной певческой капеллой.

В обязанности Сальери входило наблюдение за музфкальным обучением в казенных учебных заведениях Вены.

Многие годы Сальери руководил Обществом музыкантов и пенсионным фондом для вдов. С 1813 года композитор стоял у руля Хорового училища венского Общества друзей музыки и был первым директором Венской консерватории.

Завершение музыкальной карьеры

На закате музыкальной карьеры Антонио узнает, что умер Иосиф II. Пришедший к нему на смену Леопольд был равнодушен к музыке.

Надо отметить, что кроме карьеры музыканта, из Антонио Сальери получился достаточно квалифицированный и успешный педагог.

Обучение этого человека прошло около 60 музыкантов, среди которых: Франц Шуберт, Ференц Лист, Людвиг Ван Бетховен и т.д.

Сальери и Моцарт

Кроме вышеупомянутых музыкантов, в руках Антонио Сальери воспитывался и младший сын Вольфганга Амадея Моцарта - Франц Ксавер Моцарт.

Очень много слухов ходило по поводу того, что это именно Сальери отравил Моцарта.

К слову, Великий Русский поэт, Александр Сергеевич Пушкин посвятил данному событие свое произведение -"Моцарт и Сальери". Именно в нем рассказывается, что из-за зависти к творчеству Вольфганга Амадея Антонио и отравил Моцарта. Естественно, это послужило поводом для множества слухов.

Но, это было не так. Хотя, конфронтация между музыкантами все же была. Но, лишь на общественной почве. И надо отметить, что (если верить открытым источникам) у Моцарта было даже больше поводов завидовать Сальери. Например, в восемнадцатом веке оперы Сальери ставились с переменным успехом и Вольфганг Амадей хотел достичь тех же высот, но начинающий никак не мог этого сделать. Вообще, это тема порождает очень много слухов, и какая из них правдивая, пожалуй, не узнать никогда..

Вольфганг Амадей Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт

Последний отрезок жизни Антонио Сальери

К сожалению, данные обвинения не могли не сказаться на психическом состоянии композитора. Он совершил попытку суицида, пытавшись перерезать себе горло. После этого, его поместили в клинику для душевнобольных, где 7 мая 1825 года он скончался.

Вот такой конец жизни у этого поистине талантливого и Великого человека: композитора, дирижера, педагога. Несмотря на слухи, музыка Антонио Сальери и то, что благодаря ему, вышли в свет Лист, Шуберт и Бетховен, останутся в нашей памяти, в наших сердцах.

Спасибо, Дорогой Читатель за Внимание! Всех тебе благ!

Информация взята с источников:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сальери,_Антонио#Поздние_годы

https://kulturologia.ru/blogs/100116/27943/

https://dom-knig.com/read_187501-5