Найти тему

Кэбби или как выучить Лондон (часть 2)

Классический черный "кэб"
Классический черный "кэб"

В предыдущей части рассказывалось о сложном пути к профессии лондонского таксиста, которого еще называют «кэбби». Так зачем же для получения соответствующей лицензии им нужно выучить весь Лондон, а полученные знания нужно сдать на экзамене в несколько этапов, потратив на все около 3 лет. Ответ очевиден: водитель «кэба» с первого дня начинает хорошо зарабатывать. Это в среднем 50-70 тысяч фунтов стерлингов в год. При этом все лондонские «кэбби» работают на себя, то есть имеют свободный график. В отличие от нашей любимой Москвы, где Яндекс.Такси берет с водителя по окончанию поездки от 16% до 20,5%. Поэтому на начальном этапе машину приходится либо арендовать, либо покупать за свои деньги (новая модель LEVC TX стоит порядка 54 тыс. фунтов стерлингов или 4,35 млн. рублей), но возможность рассрочки делает это приобретение вполне посильным.

Интересный факт. Высокие потолки лондонских такси, объясняются интересным правилом, а именно, ничего не должно мешать английскому джентльмену садится в кэб, даже одетая шляпа-цилиндр.

Доход получается достаточно серьезным даже с учетом вычета налогов, однако при этом работать придется по 40-50 часов в неделю. Как отмечают сами водители, это не легкие деньги. Помимо налогов они обязаны заплатить годовую страховку в размере 1600 фунтов стерлингов, также за аренду гаража и ремонтные работы, которые стоят не дешево.

-2

И все же ПДД. Конечно, для работы водителем лондонского такси нужны «чистые» водительские права со стажем от трех лет, при этом допускается наличие не более чем восьми штрафных очков.

Кстати, в Лондоне существуют два принципиально разных типа такси. Черные «кэбы» и «мини-кэбы». Черные «кэбы» со светящимся оранжевым «гребешком» – это привилегированные такси, которые имеют право колесить по городу и подсаживать клиента прямо на улице. Для них как и в Москве по городу разрешено заезжать на выделенные специальные полосы движения для общественного транспорта. Черными «кэбами» могут служить только определенные модели автомобилей. Например, LTI, Peugeot 7, Fiat, Volkswagen, Metrocab и Mercedes-Benz, а теперь и новые Levc TX.

К слову, новый Levc TX (London Electric Vehicle Company) это японская компания, которая принадлежит «Geely» и входит в состав концерн Volvo Car. Изначально электрокар разрабатывался согласно запросу властей, так что автомобиль должен доехать от центра Лондона до аэропорта Хитроу и обратно на одной зарядке.

Пополнение энергии у Levc TX с помощью быстрой зарядки до 80% займет 20 минут. Внутри кэба помещается до 6 человек, багаж размещается слева от водителя, где нет переднего пассажирского кресла. Такое решение в виде электрокара связано с тем, что с 1 января 2018 года в Лондоне можно лицензировать для работы только электрокары или гибридные с бензиновым двигателем. А к 2031 году власти Лондона планируют полностью отказаться от такси с двигателями внутреннего сгорания. Тема истории лондонских такси требует отдельной статьи.

Интересный факт. Традиция окрашивать все английские такси в черный цвет существовала до 1980-х годов. По одной из версий это объяснялось желанием производителей сэкономить на краске. По другой – отсылка к легендарному автостроителю Генри Форду, который говорил, что машина может быть любого цвета, если он черный. Сегодня «кэбы» окрашиваются в различные цвета, и обклеены всякого рода рекламой.

А вот «мини-кэбом» может служить автомобиль любой марки. Это такси, которые, кроме бумажной наклейки на стекле, не имеют никаких опознавательных знаков и дорожных привилегий, но и цены у «мини-кэбов», как правило, ниже. Получить лицензию водителя «мини-кэба» значительно проще.

Минимальная сумма за посадку в черном «кэбе» в 2020 году составляет 3 фунта стерлингов и это даже если пассажир проехал всего 100 метров. Цены варьируются в зависимости от времени суток. Ночью, в выходные и праздничные дни тариф повышается.

А есть еще дополнительные сборы, которые в 2020 году представлены так: заказ такси по телефону или онлайн заранее — до 2 фунтов стерлингов; сбор за поездку, которая стартует именно в аэропорту Heathrow и заканчивается в пределах Greater London — 2,80 фунтов стерлингов; сбор за поездку в период Рождество (с 20:00 24 декабря и до 06:00 27 декабря) или Новый Год (с 20:00 31 декабря и до 06:00 2 января) — 4 фунта стерлингов; сбор за загрязнение салона — до 60 фунтов стерлингов.

По желанию можно оставить чаевые в размере 10 — 15% от стоимости поездки. Однако, чаще всего правило несет признак "добровольно-принудительно".

В итоге поездка выходит совсем не дешевой, но по заверению лондонцев качество сервиса того стоит. А если вы случайно забыли в «кэбе» свои личные вещи, то следует обратиться в бюро находок TFL, и вам их вернут.

Интересный факт. В разговоре между собой таксисты обсуждают не пассажиров, а «паксов». Рax (от английского persons approximately) — это международное документационное обозначение пассажира, находящегося на борту воздушного судна. Употребляется в основном в жаргоне пилотов и, как ни странно, таксистов.

Забастовка "кэбби" против Uber
Забастовка "кэбби" против Uber

Есть и оборотная сторона медали. Так с каждым годом количество желающих обучаться по системе «The Knowledge» снижается на 10-15% в год. Всему виной пришедший в город агрегатор Uber, который снизил требования к водителям до минимума и снарядил навигаторами, а цена за проезд стала не сравнимо низкой, в связи с чем «кэбби» устраивают забастовки, частично оставляя за собой исконное «место под солнцем».

Нельзя не согласиться, что такая профессия как водитель черного «кэба» достойна уважения. Но, к сожалению, ее многолетний положительный опыт видимо не то, что стоит перенимать у «запада».