Интересуетесь бизнес-анализом в ИТ? Приглашаю Вас ознакомиться с моей книгой "Профессия "бизнес-аналитик". Краткое пособие для начинающих", которая вышла в издательстве "Олимп-Бизнес".
Студентам ряда технических специальностей преподают дисциплину «Системный анализ». В системном анализе любая организация рассматривается как совокупность связанных между собой процессов, нацеленных на достижение единой цели. Пример цели: экономическая эффективность компании. По сути, цель – желаемое состояние организации, как системы процессов. В этом смысле системный анализ и процессное управление рассматривают понятие «организация» одинаково.
Раз организация — совокупность процессов, становится понятно: построение чёткой и однозначной системы управления – задача всех подразделений без исключения. Почему так важно участие каждого? Ответ прост: синергия. Это именно тот случай, когда 1+1=3.
Смотрите сами:
А) Организация – сложная система процессов. В основе каждого процесса — люди.
Б) При взаимодействии людей возникают синергетические эффекты, необходимые для достижения целей организации. Если люди и подразделения не будут взаимодействовать – результата (нормативного документа, сделки, новой информационной системы) не будет;
В) Если эффективность взаимодействия подразделений низкая – синергетические эффекты исчезают, что приводит к деградации и разрушению системы. См. причину 2 для описания процессов из предыдущего поста.
Получается, что внедрение процессного подхода полностью зависит от слаженной командной работы различных подразделений. Но даже самой крутой команде нужен лидер.
Вспомним голливудский фильм «Мстители». Ключевые персонажи фильма – супергерои, все до единого. Команда «Мстителей» работала на единую цель – защиту Земли от инопланетного вторжения. Но даже в такой команде оказался супергерой, который в итоге спас всех – Тони Старк, «Железный человек».
В случае с такой сложной задачей, как построение процессного управления, без супергероев-лидеров не обойтись. «Железными людьми» в Вашей организации должны стать Владельцы процессов.
Кто такой Владелец процесса?
Владелец процесса — должностное лицо, которое:
- Отвечает за получение результата процесса;
- Обладает полномочиями для построения и эффективного выполнения процесса.
Очевидно, что оба условия обязательны. Нельзя быть Владельцем процесса, если Вы не отвечаете за итоговый результат. Но в то же время невозможно представить себе руководителя, у которого нет полномочий по изменению процесса.
Как правило, Владельцами процессов становятся руководители среднего и высшего звена. В классических стандартах процессного управления Владелец процесса:
- Определяет процесс, обеспечивает его успешное внедрение и совершенствование;
- Планирует и документально оформляет все необходимые нормативные документы;
- Определяет и отслеживает показатели по процессу;
- Оценивает работу участников процесса и вносит в неё улучшения;
- Следит за тем, чтобы каждый участник чётко понимал свою роль в процессе;
- Определяет, какие изменения вносить и в каком порядке.
Немало, правда? Возникает аналогия с собственником маленького бизнеса. На небольшом предприятии все эти функции на плечах собственника. Если он не будет выполнять функции Владельца процесса – бизнес закроется быстрее, чем вы успеете сказать «Эйяфьятлайокуддль».
А теперь представим себе большую организацию. Например, банк. Количество процессов в банке измеряется сотнями, а порой и тысячами. Невозможно сконцентрировать задачи Владельца процесса в руках одного человека. Поэтому на помощь топ-менеджменту Банка спешит супергерой — Владелец процесса.
Процесс для Владельца – это его маленький бизнес, который должен исправно и стабильно работать и непрерывно улучшаться. За счёт десятков Владельцев процессов обеспечивается жизнеспособность организации, в которую встроены их процессы.
Процессное управление не построить в одиночку. Но Владельцам процессов отведена в решении этой задачи особая роль.
Disclaimer: данная статья ранее была опубликована на сайте processoffice.wordpress.com.