Когда заказчик, для которого архитектурная мастерская «Гикало Купцов Архитекторы» некоторое время назад выполнила проект бизнес-центра, всерьез задумался о том, чтобы переехать из города в Подмосковье и построить загородный дом, то за проектом вновь обратился к архитекторам этого бюро. Участок находится в живописном месте в окружении высоких сосен и берез, в старом дачном поселке. При этом клиенту хотелось ощущения прибалтийского взморья с европейским домом.
Место: Московская область
Размер: Частный дом площадью 360 кв.м; участок 12 соток
Кто здесь живет: Семья с двумя детьми
Автор проекта: Архитектурное бюро «Гикало Купцов Архитекторы», архитекторы Сергей Гикало, Александр Купцов, Антон Федулов
Фото: Илья Иванов
Архитекторы предложили авторское прочтение заданной темы, обусловленное почерком бюро и наличием конкретной природы за окном. «Виллу в Расторгуево мы проектировали с нуля, поэтому ничто не мешало нам выдержать один стиль применительно ко всему объекту. Реализация в точности соответствует проекту. Заказчик остался очень доволен результатом, и с радостью согласился опубликовать фотографии своего нового дома», — рассказывают авторы проекта.
Участок имеет трапециевидную форму, ровный рельеф, ограниченный с северной стороны улицей, а с южной, западной и восточной — частными домами. Проект выполнили в единстве с природой, к которой отнеслись удивительно бережно, сохранив на участке все деревья: березы, сосны и … один клен.
С этой целью для дома выбрали место ближе к северной границе участка. Вилла позиционирована на участке таким образом, чтобы не пострадала корневая система ни одного дерева. На расположение дома повлияла также форма участка и желание сделать его приватную зону самой большой. Рельеф участка эффектно подчеркивается аккуратным английским газоном.
Фасад облицован бельгийским кирпичом ручной формовки и эстонской термодревесиной из сосны, обработанной маслом. Мощение регулярной дорожки выполнено из клинкерного кирпича.
Архитектор Александр Купцов, один из авторов проекта, назвал важной особенностью виллы ее скульптурность, а работу архитекторов в этом случае — своеобразной лепкой объемов. «Дом состоит из трех смежных объемов в соответствии с их функциями — два жилых и гараж — с одновременной сдвижкой их относительно друг друга. Такое решение позволяет зрительно уменьшить и облегчить дом, соотнеся его с размером и формой участка, и создать характерный, запоминающийся силуэт», — говорит архитектор. Два жилых блока перекрываются простыми односкатными кровлями, покрытыми цементно-песчаной черепицей. Благодаря этим сдвижкам объемов образуются три внутренних дворика с входами в дом. Первый внутренний дворик находится в центре дома и создает нишу перед главным входом.
Архитекторы спроектировали нетипичный для наших мест забор. Доски из русской лиственницы развернуты относительно плоскости фасада под таким углом, чтобы участок не просматривался с улицы, но вместе с тем сохранилась прозрачность забора. При этом находящиеся на участке владельцы могут видеть улицу. Забор выглядит воздушным и соответствует стилю дома. Верхний срез доски повторяет силуэт дома, что является еще одним замечательным замыслом.
За жилой частью дома виден гараж. Архитекторы, выполняя пожелание заказчика, помимо двух машиномест внутри, организовали еще два парковочных места снаружи, на въездном пандусе.
По периметру дом огибает дорожка из натурального сланца с нерегулярным заполнением, сквозь который свободно прорастает газонная трава.
Цокольная часть фасада облицована керамогранитом. В оконные проемы установлены стеклопакеты в дерево-алюминиевом профиле. С этой целью были выбраны качественные словенские окна. Снаружи оклад окна и раздвижных систем выполнен из алюминия, покрашенного в иссиня-черный цвет. Внутренний оклад окна — из сосны натурального цвета, покрытой бесцветным лаком.
«Внутренние дворики — органичное продолжение интерьера дома», —рассказывает архитектор Сергей Гикало. Один из двориков — открытая просторная терраса, расположившаяся в углу между двумя жилыми блоками. Из гостиной через большие раздвижные двери можно выйти на деку. Она хороша не только для приема солнечных ванн, но и для приготовления еды на свежем воздухе. Терраса накрыта легкой складной маркизой, создающей приятную тень в жаркую солнечную погоду. Чтобы не мешать расти старой сосне, в настиле из лиственницы предусмотрено круглое отверстие.
Справа виден гараж, из которого можно пройти в дом через бойлерную, — помещение, связывающее жилую часть дома и гараж, являющееся своеобразным тамбуром. За объемом гаража владельцы виллы разбили небольшой огород, где с удовольствием выращивают пряные травы, овощи и ягоды.
Для дома характерно единство экстерьера и интерьера. В решении интерьера архитекторы сделали главный акцент на ощущении воздуха и света, создающимся не только за счет двусветной гостиной, огромных окон в пол, но и скульптурности объемных решений.
Так, над пространством гостиной нависает объем спальни на втором этаже. Авторы проекта поясняют, что гармония достигается противопоставлением осмысленной пустоты и плоскостей стен и перекрытий.
Первое, что видишь при входе в дом — встроенный в несущую стену шкаф. Гардероб в перегородке выполняет сразу несколько функций. Во-первых, это осмысленная преграда, защищающая дом от посторонних взглядов, поскольку с двух сторон от входной двери расположены окна в пол для естественного освещения. Во-вторых, это система хранения, за которой скрывается пространство гостиной.
Сама прихожая имеет минимально необходимый размер, которого достаточно, чтобы избежать ощущения давления. Выразительности прихожей придает подсветка встроенного шкафа и зеркало на одной из стен.
Большая гостиная объединена с кухней и столовой. Вдоль несущей стены со встроенным шкафом, разделяющей прихожую и гостиную, располагается диван.
Архитекторы очень аккуратно относятся к тонким решениям узлов, деталей, соединений объемов. Как иллюстрация к вышесказанному — узел на фотографии, где сходятся сразу шесть граней. То, что зрительно кажется легко осуществимым, на самом деле, технически сложно реализовать в условиях российской стройки. Но чтобы добиться безошибочного выполнения проектных решений, требующих ювелирной точности, необходим строгий авторский надзор, благодаря которому в этом доме все идеально.
«Интерьер здесь является логическим продолжением общей концепции, во главу которой поставлено единение с природой. Причем с природой не в широком смысле слова, а с той, которая вокруг, за окном. Сдержанный и лаконичный дизайн, натуральные, свойственные нашим широтам материалы, цвета и фактуры. Никакой экзотики. Она бы диссонировала с окружающим пространством. Этот дом про другое. Все материалы для строительства и отделки подобраны с учетом этого принципа, будь то кирпич ручной формовки или дубовая доска для отделки пола и потолка», — говорят авторы-архитекторы проекта.
Особенность дома — использование черного цвета в качестве акцентов. Им окрашены все металлические элементы и детали: колонны, перила лестницы, ограждения, швеллеры. Хотя этот черный — вовсе не черный, а очень сложный цвет, в котором присутствуют оттенки и мокрого асфальта, и графита, и синего цвета.
Фасады кухни (как и двери) выполнены из сатинированного стекла. Стена с кухонным фартуком оштукатурена микроцементом антрацитового, иссиня-черного цвета. Для столешницы выбрали натуральный гранит с матовой, вулканизированной поверхностью.
Как и во всем доме, цветовое решение интерьера построено на сочетании теплого дерева и нежного цвета молочной пенки, а также на контрасте белого стекла и главного акцентного цвета.
Фартук у варочной поверхности сделан из закаленного стекла. При этом у раковины фартука нет — вместо него горизонтальное окно с видом в сад и на грядки. Архитектор Александр Купцов отмечает, что в минималистичной кухне нужны простейшие геометрические формы, как, например, подвесные светильники-полусферы, расположенные над обеденным столом; прямоугольной формы стол, в дневное время освещаемый сквозь витражное окно с видом на участок; лаконичные по форме и цвету стулья, контрастирующие по цвету со столом и светильниками, но поддерживающие акцентный цвет в интерьере.
Архитектурная прорисовка деталей — отличительная черта проекта. Лаконичный интерьер стал выразительным именно за счет того, что каждая деталь — ее форма, пропорции — тщательно продумана и ей отведена роль в формировании пространства.
Ограждение в двусветном пространстве — интересный элемент интерьера. Хотя не менее интересная деталь — воздушный зазор между этим ограждением и стеной.
Архитектор Сергей Гикало отвечает на вопрос, зачем нужен этот зазор: «Ограждение лестницы и двусветного пространства даны через “воздух”, чтобы зритель понимал, что есть стена, а что есть ограждение, отделенное от стены. Это работа с архитектурной деталью». Поручень ограждения изготовлен из металлического швеллера, окрашенного в иссиня-черный цвет, с доской из дуба, закрепленной на нем.
Прямая двухмаршевая лестница ведет на второй этаж. Второй этаж — приватный. Узкое длинное ленточное окно дает естественное освещение лестницы. Лестница реализована по чертежам архитекторов российским производителем металлических изделий.
Интерьер получился светлым и чистым. Сквозь окна разных размеров дом пронизан лучами солнечного света. Здесь нет темных углов не только благодаря естественному освещению, но и многосценарному искусственному.
На стенах развешены светильники Wall в форме треугольников. В темное время суток они выполняют навигационную функцию и светят приглушенным отраженным светом.
Свет в доме делится на технический и объектный. Выбирались редко используемые в России модели светильников, мало представленных на российском рынке европейских — по большей части скандинавских — производителей. Это не надоевшая и заезженная классика дизайна, не реплики, которые не любят архитекторы.
Для этого дома компания Finex изготовила доску для пола и потолка. Архитекторы объясняют, почему для интерьера они выбрали именно дуб: «Это самая типичная и органичная для средней полосы России порода, дуб имеет красивый древесный рисунок и предсказуемо ведет себя в эксплуатации».
Технологам удалось добиться того, что доска сохраняет вид непокрытой древесины — чистой, нетронутой, без неизбежной желтизны. Дерево в сучках, с разными волокнами и следами браширования — все это говорит о натуральности дерева.
Чтобы усилить ощущение естественности, выбрали доску с максимальной шириной плашек и не фиксированной длиной. Конструкцию доски взяли инженерную, поскольку она является более подходящим вариантом для загородного дома с его перепадами температур, поэтому, даже если зимой дом не будет отапливаться, доска на полу и стенах не испортится.
Напротив кровати, в главной спальне, располагается витражное окно с выходом на балкон. Это своеобразный «телевизор», в котором хозяева могут наблюдать за красотой окружающих ландшафтов и состоянием природы.
Размер проема производит сильное впечатление — 6х2,5 м, вес витража тоже большой — более 500 кг. Десять рабочих с помощью лебедки поднимали эту махину на второй этаж. Стена за изголовьем кровати оштукатурена микроцементом. За ней находится большая гардеробная и главный санузел.
Еще одна важная особенность дома — правильное тактильное ощущение от материалов. На стенах — декоративная штукатурка, она очень прочная, не царапается и не пачкается. Ее цвет — не чисто белый, а оттенка молочной пенки. Выбор цвета стен в интерьере был обусловлен светлым тоном рукотворного кирпича на фасаде.
Палитру дополняет цвет дуба на полу и потолке, акцентный цвет на стене за изголовьем, льняные шторы. «К суровости минимализма всегда нужно добавить нежности. Хорошо это сделать с помощью фактуры и цвета материалов. Это такая японская нежность, тактильная, нежность полутонов», — говорит архитектор Александр Купцов.
То что отличает загородный дом от квартиры в городе — это непосредственная связь с природой. В этом случае — это выход из главного санузла на эксплуатируемую кровлю гаража, где организован солярий, стоят шезлонги и разбит цветник.
Интерьер санузла решен, как и весь дом, в теплых тонах и натуральных материалах. Деревянная мебель в шпоне американского ореха строгой прямоугольной формы парит над полом. Этот прием позволяет насытить пространство воздухом и избавиться от эффекта загроможденности.
Напротив двери на террасу располагается большая душевая. Сдвижные дверцы перегородки выполнены из сатинированного стекла, что позволяет избавиться от следов капель. Стены санузла облицованы керамической плиткой оттенка топленого молока, на полу — крупноразмерный керамогранит.
План первого этажа
На первом этаже в центральном объеме разместились: двусветная гостиная с выходом на открытую террасу, прихожая, холл-коридор и бойлерная, во втором жилом объеме — кабинет, санузел с постирочной и гостевая спальня, в которой останавливается взрослый сын, когда приезжает на каникулы, а в третьем объеме — гараж.
План второго этажа
На втором этаже в первом жилом блоке расположились: большая спальня хозяев с балконом, гардеробной, кладовой и санузел с выходом на крышу гаража, а во втором жилом блоке — детская с гардеробной и просторным санузлом. Блоки соединяются коридором-холлом, куда с первого этажа ведет лестница. Холл открывается во второй свет двусветной гостиной.
Для реализации проекта дома потребовалась тщательнейшая проработка всех деталей и узлов, с этой задачей архитекторы Gikalo Kuptsov Architects с успехом справились!