Хорошая автодорога – это сложное, многослойное инженерное сооружение. При его строительстве используется современная техника, умеющая считывать CAD-чертежи и ориентироваться по сигналам GPS. Приятно, что у нас в государстве подобных машин становится все больше. И именно благодаря этому отечественные дорожники постепенно переходят на инновационные технологии строительства дорог.
Впрочем, хоть способов дорожного строительства есть довольно много, все они различаются между собой деталями. А главная, базовая технология в России применяется только одна, за исключениями редких локальных экспериментов.
Как принято строить новые дороги в России?
Весь процесс дорожного строительства разделен на несколько последовательно выполняемых этапов. Если миновать стадии изысканий, проектирования и подготовки площади, по которой будет проходить новая трасса, выглядит он следующим образом:
- Подготовка основания. В ходе предварительных работ «нитка» будущей дороги избавляется от дерна и растительности, а также выравнивается. Но этого недостаточно для укладки асфальта или чего-то другого. Необходимо уплотнить основание, в нашей стране преимущественно вязкое, глинистое. Для этого используются специальные машины - «рисайклеры». Они снимают верхний слой грунта и перемешивают его с добавками-стабилизаторами (цемент, известь, прочее). После этого каток утрамбовывает поверхность, и получается приличная основа для дальнейших работ.
- Следующий этап – подстилающий слой из песка, толщина которого составляет 50-60 см. Он выравнивается бульдозерами, грейдерами, обязательно трамбуется катками.
- Далее следует слой щебня. И именно здесь в наибольшей степени требуется внимание проверяющих качество органов, ведь именно на этой «подушке» дорожники любят экономить больше всего. Кстати, здесь все тоже непросто, ведь сначала высыпается слой крупной щебенки, потом он присыпается более мелкой, а в завершение – самой мелкозернистой. Все это делается для того, чтобы после трамбовки получилась твердая, прочная поверхность.
- И только поверх этих слоев укладываются слои асфальтобетонного покрытия, которых может быть от двух до четырех, но никак не один единственный, как у нас часто делают на дорогах местного значения.
Ну а дальше остается инженерное оборудование, обочины, разметка и все остальное. Это важная, но уже не настолько грандиозная работа.
Есть ли альтернатива?
Есть, и это полностью бетонные дороги. Они гораздо более прочные и долговечные, нуждаются в менее затратном обслуживании, а также обладают многими другими достоинствами. Но их недостатки перекрывают все. Строить такие магистрали долго и дорого даже при условии идеального технического обеспечения. А в наших реалиях проблемой становятся еще и нестабильные грунты.
Впрочем, это не такая уж и проблема, ведь качественно построенная асфальтобетонная дорога тоже будет служить долго.