Сразу скажу, что речь идёт только о 232 станциях метро (228 действующих + 4 временно закрытые: Деловой Центр КСЛ, Каховская, Варшавская, Каширская КахЛ), без монорельса, МЦК и МЦД, потому что МЦК – это технически городская электричка в совместном ведении и обслуживании МосМетро и РЖД, МЦД - новые электрички, пущенные по старым путям, а монорельс – надземный транспорт, который сейчас усиленно "душат", готовя к ликвидации. Эти три вида транспорта правильнее всего будет относить к общей системе скоростного внеуличного пассажирского транспорта, но никак не к метрополитену, потому что их ничего с ним не роднит, кроме времени работы, общей системы оплаты проезда и тактового расписания.
Кроме того, одноимённые пересадочные станции мы в контексте статьи будем считать за одну.
1. От А до Я
В данный момент названия станций метро есть на все буквы алфавита, кроме Е. Станций на букву Е в ближайшее время даже не планируется, Разумеется, мы не говорим о "невероятных" буквах Ё, Й, Ъ, Ы и Ь. Хотя может когда-нибудь и появится какая-нибудь Ёжиковая или Йошкар-Олинская.
2. Самое короткое название
Здесь два кандидата – ВДНХ и Фили (по 4 буквы). Однако это звание больше заслуживает вторая, поскольку ВДНХ – это аббревиатура, и на одном из вестибюлей указано полное название.
3. Самое длинное название
Бульвар Дмитрия Донского и Бульвар Адмирала Ушакова (по 22 буквы)
4. Название с цифрами
Улица 1905 года. Это название единственное, которое читается большим количеством слов, чем пишется (к тому же слово "одна" опускается при прочтении). Планируется вторая такая станция – Улица 800-летия Москвы, однако есть данные, что проектное название станции будет изменено.
5. Упоминание названия на станции
На Электрозаводской название станции указано больше всего раз – 56. Она сильно опережает двух следующих лидеров – Римскую (22 раза) и Орехово (18 раз). Антирекорд держит станция Выхино – там на самой станции ни разу не указано её название (при входе не считается, потому что из поезда это название не видно).
6. Буква Ё
В названии многих станций читается буква Ё, например Семёновская, Филёвский Парк, Щёлковская, Молодёжная, Воробьёвы Горы и др., однако нигде раньше её не писали, заменяя буквой Е. Станция Планерная вообще первое время читалась как ПланЁрная, потом произношение изменили. Первой станцией, где официально была написала буква Ё, стала Тропарёво в 2014 году, следом за ней Хорошёвская в 2018 году, а потом ещё открылись Озёрная и Савёловская БКЛ. Справедливость восторжествовала!
7. Улицы, проспекты…
5 улиц, 8 проспектов, 3 площади, 6 бульваров, 5 парков, 2 сада, 2 шоссе и 1 аллея нашли своё отражение в названиях станций метрополитена. В 2019 году появился и "луг".
8. Исчезнувший топоним
Станция с названием Площадь Ильича есть, а самой площади на поверхности давно нет, она в 1992 году была переименована в Рогожскую Заставу. До 2014 года было ещё два аналогичных случая, но к ВВЦ вернулось историческое название ВДНХ (чего многие горожане вообще не заметили, потому что всё равно называли комплекс ВДНХ по станции метро), а станцию Улица Подбельского переименовали в Бульвар Рокоссовского (но ещё 50-60 лет местные всё равно будут звать её «Подбелкой»), поэтому связь названий с топонимами на поверхности была восстановлена. Формально сюда ещё можно отнести Аэропорт и Красные Ворота, однако это исторические названия, которые невозможно изъять из обихода москвичей.
9. Улицы и станции с одним названием, но в разных местах
Если вам сказали приехать на одну из улиц из списка: Молодёжная, Партизанская, Октябрьская, Международная, Ясеневая, Динамовская, Большая Академическая, Большая Марьинская, а также Красногвардейский бульвар, Комсомольский проспект, Пролетарский проспект, Петровско-Разумовский проезд, Измайловское шоссе, Ботанический переулок, и вы поехали искать их в районе одноимённых станций метро, то вы их там не найдёте. А возле метро Окружная вы не найдёте ни Окружную улицу (которая в Тушино), ни Окружной проезд, (который в Соколиной горе).
10. Стороны света
Есть станции Юго-Западная и Южная, строится Юго-Восточная. Может быть, что-нибудь северное откроем?
11. Писатели и поэты
Классики литературного жанра нашлись в названиях станций метро: Пушкинская, Чеховская, Маяковская, Тургеневская, Достоевская, Фонвизинская. Также были станции Горьковская (с 1990 г. – Тверская) и Лермонтовская (с 1986 г. – Красные Ворота). Формально имя М.Ю.Лермонтова вернулось на схему метро в 2013 году как станция Лермонтовский Проспект. Можно ещё вспомнить Бунинскую Аллею.
12. Сменила больше всего названий
Станция Александровский Сад в разное время носила названия: Коминтерн, Улица Коминтерна, Калининская, Воздвиженка, и с 1990 года носит современное название.
13. Переименовывалась больше всего раз
В 1935 году открылась станция Охотный Ряд. Первые свои двадцать лет станция мирно существовала под этим названием. В 1955 году Московский метрополитен им. Л.М. Кагановича был назван именем В.И. Ленина, а имя Кагановича решили оставить на одной из станций: станция Охотный Ряд получила название Имени Кагановича. Однако спустя два года, когда Каганович был объявлен членом антипартийной группировки и снят со всех постов, станцию спешно переименовали обратно в Охотный Ряд. В 1961 году в связи со сменой названий ряда улиц Москвы станция получила имя Проспект Маркса, а в 1990 году в преддверии краха Советского Союза станция вернула историческое название.
14. Заглавная буква
В названиях станций Университет и Серпуховская первая буква крупнее остальных, причём на Серпуховской – в три раза крупнее.
15. Немного хитрости
В названии станции Царицыно на путевой стене нетрудно заметить, что буквы И, Н и О отличаются по цвету от остальных. Эти буквы остались от бывшего названия станции - Ленино, которое она носила в 1984-1990 годах. Остальные буквы пришлось изготавливать заново.
16. Возвращение старых названий
В 2009 году станции Битцевский Парк (Калужско-Рижской линии) и Деловой Центр (Филёвской линии) были переименованы в Новоясеневскую и Выставочную соответственно. Однако в 2014 году эти названия вернулись на схему, только уже на новые станции, имеющие пересадку на старые.
17. Массовое переименование
5 ноября 1990 года были переименованы сразу 11 станций метро, в названии которых содержалась идеологическая нагрузка:
- Дзержинская - Лубянка
- Щербаковская - Алексеевская
- Проспект Маркса - Охотный ряд
- Ленино - Царицыно
- Колхозная - Сухаревская
- Площадь Ногина - Китай-Город (2 станции)
- Кировская - Чистые Пруды
- Площадь Свердлова - Театральная
- Горьковская - Тверская
- Калининская - (формально: Воздвиженка) - Александровский Сад
18. Обменялись названиями
Забавное переименование случилось 20 апреля 1963 г.: в этот день две станции московского метро обменялись друг с другом своими названиями: "Измайловская" стала "Измайловским парком" (с 2005 г. это станция "Партизанская"), а "Измайловский парк" - "Измайловской".
19. Одноимённые станции
У нас есть несколько пар одноимённых пересадочных станций, Киевских вообще три штуки, но есть одна интересная история, как появились две Арбатские и две Смоленские, не имеющие между собой пересадок. Сначала открылись станции Александровский Сад, Арбатская, Смоленская (1935) и Киевская (1937), которые ныне входят в состав Филёвской линии. Все 4 станции заложены на небольшой глубине (8 м). В 1941 году перегон Арбатская - Смоленская был пробит бомбой, после чего стала очевидна уязвимость линий метро, построенных мелким заложением.
В 1953 году открылся новый участок Арбатско-Покровской линии со станциями Арбатская, Смоленская и Киевская, но уже глубокого заложения. На местности новый участок полностью дублировал старый. На старом участке движение прекратилось, станции использовались как склады.
А потом срочно потребовалось провести линию метро на запад столицы, в районы Фили и Кунцево, где велась массовая застройка. Тут-то и пригодился участок мелкого заложения. В 1958 году 4 станции открылись заново, образовалась новая Арбатско-Филёвская (позже - Филёвская) линия. Линию на запад повели самым экономичным способом - прямо по земле.
С тех пор две линии дублируют друг друга, путая приезжих и некоторых москвичей.
20. Хорошо, что так не назвали!
В начале 1990-х на некоторых схемах метро появилась проектируемая станция со страшным названием Шарикоподшипниковская, на строящейся новой Люблинской линии. Станция должна была вести на одноимённую улицу. В процессе строительства (кстати, очень сложного и проблемного) станцию переименовали и в 1999 году открыли как Дубровку. Представьте себе ужас в глазах иностранцев при виде страшного слова SCHARIKOPODSCHIPNIKOVSKAYA!!!
Бонус: схема, показывающая, как бы выглядела карта метро, если бы все станции сохранили свои оригинальные названия, под которыми они открылись.