Вспомним сегодня Дженис Джоплин. Её карьера была коротка (три прижизненных альбома и «Pearl», который выйдет через три месяца после смерти певицы и, как это нередко случается, станет самым успешным). Спустя десятилетия Дженис будет включена в Зал Славы рок-н-ролла; затем удостоится Грэмми за достижения и Звезды на Голливудской Аллее Славы; она включена в два списка журнала Rolling Stone – «величайших артистов» и величайших певцов». О Дженис снято немало документальных фильмов и очень много написано – причём, даже неплохо знавшие её люди описывают певице так, что можно подумать, будто речь идёт о совершенно разных людях: то она «так и не повзрослевший ребёнок», то – «мудрая бабушка». То же самое можно сказать о пении – страстный хрип Дженис завораживал огромные аудитории; однако, некоторые критики скептически считали такую подачу «избыточной».
Биография вкратце. Дженис Лин Джоплин родилась в Техасе 19 января 1943-го; её отец работал инженером в Texaco, мать – школьным архивариусом. Петь она начала ещё подростком, однако школьной звездой не стала; по словам Джоплин, её третировали и обзывали, так что она часто оказывалась одна или в компании таких же «изгоев».
Окончив школу в 1960-м, Дженис поступила в колледж, а затем перешла в Университет Остина; студенческая газета посвятила ей заметку под названием «Она осмеливается быть другой»: «…когда нравится, ходит босиком, является на занятия в джинсах, потому что так удобней, и всегда носит с собой автоарфу (цитру); на случай, если её попросят спеть». Дженис культивировала образ «бунтарки»; тогда же начались её взаимоотношения с наркотиками.
Первую запись она сделала в доме приятеля в 1962-м, а в январе 1963-го автостопом добралась до Сан-Франциско. Здесь Дженис записывает несколько треков с Йормой Кауконеном, будущим гитаристом Jefferson Airplane; попадает под арест за магазинную кражу, и возвращается домой, где продолжает петь в клубах под акустическую гитару. В 1966-м про неё вспомнили в Сан-Франциско – и пригласили стать вокалисткой новой группы Big Brother and the Holding Company. (Менеджером группы был Чет Холмс, с которым она когда-то уехала – теперь он пошлёт за Дженис приятеля на машине в Техас).
В 1967-м, после успешного выступления на поп-фестивале в Монтерее, команда выпустит одноимённый дебютный альбом; успех пластинки был скромен, но до шестидесятого места в чарте она добралась. Тем не менее, звезда Дженис взлетела на небосклон – в 1968-м на афишах её имя уже значится перед названием группы – «Дженис Джоплин и…» Последовавший «Cheap Thrills», достигнет вершины Billboard Top LPs (и будет занимать её, с перерывами, восемь недель), став в США дважды платиновым.
Между тем, в команде усиливались противоречия (во многом вызванные мнением критиков о «несоответствии» уровня музыкантов вокалу Джоплин. Возможно, они были правы). Группа распалась, и для Дженис собрали новую. С Kozmic Blues Band выйдет (и станет платиновым в США) «I Got Dem Ol' Kozmic Blues Again Mama!»; в отличие от предыдущих психоделических альбомов, в этом преобладают блюз и соул; Дженис настояла на введении духовых и струнных.
Увы, релиз станет последним при жизни певицы; четвёртого октября 1970-го Дженис найдут мёртвой в её номере. По официальной версии, причиной смерти стала случайная передозировка героина. Существует много других – но фактом остаётся, что на протяжении многих лет певица употребляла наркотики, и в 1969-м тратила на них по двести долларов ежедневно.
Вышедший в январе 1971-го «Pearl» достигнет вершины в нескольких странах и продержится на первой позиции Billboard 200 девять недель, став четырёхкратно платиновым в Канаде и США. Сингл «Me and Bobby McGee» возглавил U.S. singles chart.