КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ. КАК ДВА ЗАКОНА ГУБЯТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ
Вы никогда не задумывались над тем, что главное для предпринимателя? Наряду с макроэкономическими вопросами, на мой взгляд, основное – востребованность товаров и услуг. Между тем, в нашей стране есть законы, которые на государственном уровне запрещают предпринимателю продавать свой товар, заставляя работать в убыток. Речь – о 44 и 223-ФЗ. Каждый из них регулирует свою сферу рынка – 44 –ФЗ направлен на проведение честных торгов путем проведения электронных аукционов, 223-ФЗ отвечает за проведение тендеров для государственных корпораций и крупных компаний – гигантов. У каждого из законов есть плюсы – так в 44- ФЗ детально проработаны такие аспекты торгов, как цена, ответственность сторон, сроки поставки товара. 223-ФЗ защищает крупные компании от недобросовестных поставщиков. Однако, на деле эти документы как раз создают «лазейки» для фирм-однодневок и создают условия для коррупционных схем. Каким образом, спросите вы? А вот как.
С 2014 года в России реализуется программа капитального ремонта жилья. Редко можно найти положительный пример, когда работы были выполнены качественно и в срок – чаще всего в квартирах жильцов то потоп от невовремя раскрытой кровли, то гнилой пол от некачественных материалов. Подобные вещи, рождающие лишь негатив в обществе – следствие как раз 44-ФЗ, делающего «главным героем» цену – при проведении аукционов тот, кто дал меньшую, тот и победил. Однако, цена в данном случае не всегда соответствует качеству – ценообразование не дает возможности поучаствовать в аукционах добросовестным подрядчикам, которые не могут себе позволить продать товар по себестоимости, в отличие от фирм-однодневок. Последним в данном случае все равно - они выставили маленькую цену, получили аванс и сбежали от ответственности, ликвидировавшись - взять – то с них все равно нечего. «В дураках» остаются и государство, и заказчик, на которого валятся все проблемы сразу: и работы не выполнены, и срок сорван. Свои проблемы и у предпринимателей – закон буквально заставляет их работать себе «в убыток» или, наоборот, уходить «в тень».
- Например, я работаю «по-белому» - плачу все налоги, заработную плату «не в конверте» - я не могу себе позволить торговать свой товар по демпинговой цене, которую предлагают другие. Я один раз не схожу на эти торги, второй раз – но мне где-то нужно товар-то сбывать? Поэтому я вынужден буду давать более низкую цену себе в убыток, - рассказывает один из рязанских предпринимателей.
Что делать в таких случаях? Идти в ФАС – как поступают многие. Надо сказать, что в ведомстве реагируют, благо в том же 44-ФЗ конкретно прописаны требования и обязательства к исполнителю заказа, и можно решить вопрос через суд, хотя и это и простаивание производства, и просрочки, и бумажная волокита. Совершенно по-иному складывается ситуация с 223-ФЗ, который буквально «развязывает руки» госкорпорациям, и предпринимателей связывает по рукам и ногам.
В отличие от 44-ФЗ, закон под номером 223 разрешает крупным компаниям любые вольности при проведении закупок для своих нужд. Доходит до смешного (хотя какие уж тут шутки) - корпорация может прописать в договоре условия вплоть до цвета глаз и оттенка символики компании, которая может участвовать в торгах. Если же в число и так узкого круга лиц попали неугодные, существует масса законных способов отказать в заказе.
- Есть понятие суммарной расценки – когда торгуют два вида товара по общей цене. Какой именно товар будет торговать корпорация, вы не знаете – для этого нужно иметь «своего человека» в отделе закупок. Также часто торгуют так называемое рамочное соглашение, где не прописаны ни сроки поставки, ни объем, только общая цена договора, в которую вы обязаны уложиться. Если на аукционе побеждает ненужное компании лицо, то ему дают, допустим, годовой заказ на поставку материала, который он обязан выполнить в очень сжатые сроки. Такой заказ нереально выполнить – и ты попадаешь в недобросовестные поставщики – рассказывает бизнесмен.
Компания может и вообще отказаться от сотрудничества с победителем торгов – при этом никаких санкций со стороны государства не последует. Возможен и другой вариант – выигравшей компании не дают заказов, а проводят новый аукцион. При этом за просрочку платежей по действующему закону компания заплатит минимальный процент – по ставке рефинансирования, а компания за невыполнение условий – огромные суммы, доходящие до нескольких миллионов рублей. Пожаловаться на такие поистине кабальные условия сделок предпринимателю некуда – разве, что в суд, однако обратившись туда, бизнесмен автоматически попадает в список «нелояльных» лиц, и фактически не сможет уже участвовать в закупочных компаниях госкорпораций.
- У нас существует реестр недобросовестных поставщиков, однако вполне пора уже составлять реестр недобросовестных заказчиков, которые буквально уничтожают производства своими условиями, - продолжает мой собеседник,- казалось бы, на такие кабальные условия должна возмутиться прокуратура, Счетная палата. Где они все?
Получается некое королевство кривых зеркал – если один закон развязывает руки недобросовестным компаниям, то другой – буквально не позволяет им работать по-крупному, реализуя продукцию. Выход – один: суд, но он может затянуться на годы, а товар в это время будет лежать на складе, пока владелец компании, добиваясь справедливости, платит огромную неустойку и проводит время на судебных заседаниях.
- На мой взгляд, необходимо дорабатывать законы – либо сводить их вместе, вводя в случае с 223-ФЗ одинаковую ответственность для всех участников игры, – подчеркивает предприниматель, - нужен документ, который будет реально работать в интересах предпринимателей.
Какие-то подвижки в этом плане есть – по крайней мере, на недавнем Гайдаровском форуме, и в Послании Президента Федеральному Собранию, необходимости совершенствования законодательства прозвучала очень четко – однако, пока ждем. Надеемся, что ждать придется не три года, как говорят в известной поговорке…