Эти две трагедии разделяют сто лет, но тем не менее, их объединяет стремление некоторых государств и их лидеров, достигать своих корыстных политических целей за счет жизней ни в чем не повинных людей.Прошел целый век, две мировые войны, но по сути ничего в мире так и не поменялось, кроме еще более циничного манипулирования общественным мнением, которое со стремительным развитием средств социальных коммуникаций стало еще более масштабным .
Известные, как” борзые морей", "Лузитания" и ее сестра "Мавритания" были самыми быстрыми пассажирскими лайнерами своего времени, способными пересечь Атлантический океан менее чем за пять дней.
Каждый водоизмещением более 30 000 тонн, они были также крупнейшими в мире лайнерами с момента их постройки, покаих не превзошли "Олимпик" и "Титаник" в 1910 и 1911 годах. Лузитания, по слухам, была” красивее Храма Соломона и достаточно велика, чтобы вместить всех его жен", привлекала множество богатых и знаменитых пассажиров. В его злополучном последнем рейсе, например, на борту находились наследный миллионер Альфред Вандербильт, бродвейский продюсер Чарльз Фроман и актриса Рита Жоливе, а также коллекционер произведений искусства Хью Лейн, который якобы путешествовал с картинами Рембрандта и Моне, спрятанными в запечатанных свинцовых тубусах. К ним присоединились бывший британский депутат парламента, чемпион по боксу среди любителей и специальный посланник короля и королевы Бельгии, не говоря уже о бизнесменах, медсестрах, будущих солдатах и детях.
Немецкая подводная лодка торпедировала принадлежащий Британии пароход "Лузитания", убив 1195 человек, включая 123 американца, 7 мая 1915 года.
Катастрофа сразу же обострила отношения между Германией и нейтральными Соединенными Штатами, подпитала антигерманские настроения и положила начало цепи событий, которые в конечном итоге привели к вступлению Соединенных Штатов в Первую Мировую войну .
Германия нарушила военно-морские правила.
"Лузитания", принадлежащая судоходной компании Cunard, была запущена в эксплуатацию в 1906 году для перевозки пассажиров в трансатлантических путешествиях. Британское Адмиралтейство субсидировало строительство лайнера при расчете на то, что в случае начала войны, он будет поставлен на военную службу. После начала Первой мировой войны в 1914 году, "Лузитания" оставалась пассажирским судном, хотя и была тайно переоборудована для войны.
К февралю 1915 года командиры немецких кораблей знали, что британские торговцы вооружают свои пароходы и что, как торговые, так и пассажирские суда перевозят оружие и боеприпасы из Соединенных Штатов в Европу.
В результате Германия объявила воды, окружающие Британские острова, зоной военных действий и прекратила следовать международным военно-морским “призовым правилам”, которые предписывали предупреждать суда о присутствии подводной лодки. Этот разрыв с военно-морским протоколом возмутил и обеспокоил Соединенные Штаты и европейских союзников.
Примечание:
"Призовые правила призывают подводные лодки всплывать на поверхность и обыскивать торговые суда и размещать экипажи в "безопасном месте" (для которого спасательные шлюпки не подходят, за исключением особых обстоятельств), прежде чем потопить их, если только судно не продемонстрирует "настойчивый отказ остановиться"... или активное сопротивление посещению или поиску".
Германия топит пассажирское судно
7 мая 1915 года, через шесть дней после выхода из Нью-Йорка в Ливерпуль, "Лузитания" получила прямое попадание торпеды с немецкой подводной лодки – без всякого предупреждения – и затонула в течение 20 минут.
Ответная реакция вызвала антигерманские настроения в Америке.
По мере того, как распространялись слухи о трагической судьбе "Лузитании", все большее возмущение охватывало Соединенные Штаты. Американские граждане были опечалены и ошеломлены, но не были готовы воевать. Президент Вудро Вильсон хотел действовать осторожно и оставаться нейтральным, в то время как бывший президент Теодор Рузвельт требовал немедленного возмездия.
Германия в оправдание, утверждала, что "Лузитания" имела оружие и военные припасы и поэтому была справедливой добычей. Однако британская пропаганда все активнее "давила" на виновность Германии.. Толпы жаждущих мести британцев бросились записываться в армию, и в Лондоне вспыхнули антигерманские беспорядки.
Уинстон Черчилль , первый лорд Адмиралтейства, сказал: "бедные дети, погибшие в океане, нанесли удар по германской мощи более смертоносный, чем могли бы быть принесены в жертву 100 000 человек.”
В августе 1915 года немецкая подводная лодка потопила британский океанский лайнер S. S. Arabic и заявила о самообороне. Это событие еще больше обострило дипломатические отношения между Соединенными Штатами и Германией. Президент Вильсон предупредил Германию, что если будет установлено, что они потопили корабль без причины, Соединенные Штаты могут разорвать дипломатические связи и вступить в войну.
Германия отступила, и в сентябре было объявлено, что они больше не будут топить пассажирские суда без предупреждения. Удовлетворенный, по крайней мере на данный момент, президент Вильсон решил не объявлять войну Германии, несмотря на то, что некоторые из членов его кабинета поощряли его поступить иначе.
Телеграмма Циммермана стала последней каплей.
Гибель "Лузитании" была для Германии настоящим кошмаром, поскольку общественное мнение в Соединенных Штатах обернулось против нее. Но президент Вильсон все еще не был готов вести свою страну на войну.
Затем, в начале 1917 года, британская разведка перехватила телеграмму министра иностранных дел Германии Артура Циммермана немецкому посланнику в Мексике Генриху фон Экхардту.
В телеграмме Циммермана говорилось, что Германия планирует вернуться к неограниченной подводной войне и топить все корабли, включая те, которые перевозят американских пассажиров, находящиеся в зоне боевых действий. В телеграмме также предлагалось заключить союз между Германией и Мексикой, если Соединенные Штаты решат присоединиться к европейским союзникам.
Президент Вильсон был возмущен, но все еще колебался. Однако, когда Германия официально возобновила неограниченную подводную войну, Вильсон и американская общественность были сыты по горло. В апреле 1917 года Конгресс США проголосовал за объявление войны Германии и ее союзникам и Америка вступила в Первую Мировую войну.
Потопление Лузитании не стал непосредственной причиной вступления Соединенных Штатов в войну. Однако она подпитывала антигерманские настроения в Великобритании и Соединенных Штатах и препятствовала дипломатическим отношениям между Германией и Соединенными Штатами.
В качестве эпилога
Но, как позже показали секретные документы и свидетельства, собранные на месте крушения, на "Лузитании" было 4,2 миллиона патронов для винтовок, 1250 ящиков шрапнельных снарядов и 18 ящиков взрывателей, спрятанных в грузовом отсеке и предназначенных для Западного фронта.
Кроме ого, по словам очевидцев, после попадания торпеды прогремел еще один взрыв, в результате которого образовалась пробоина "в которую с легкостью мог проехать паровоз".Что может говорить о том, что на борту перевозили взрывчатку или боеприпасы.
В феврале 1915 года в попытке остановить именно такие поставки военного материала—и противостоять сокрушительной блокаде Королевского флота—Германия приняла политику неограниченной подводной войны в водах вокруг Соединенного Королевства. Даже нейтральные корабли, утверждал он, будут честной добычей.
Своих намерений Германия не скрывала.Так, 1 мая, в тот же день, когда "Лузитания" должна была выйти из Нью-Йорка в Ливерпуль, немецкое посольство в США поместило в нескольких газетах предупреждение, напомнив путешественникам, что они отправляются в Великобританию на свой страх и риск. В некоторых из этих газет предупреждение даже появилось рядом с рекламой "Лузитании". Но почти никто не отменил поездки.
“Это лучшая шутка, которую я слышал за много дней”, - сказал капитан “Лузитании "Уильям Тернер, в то время как Лондонская "Дейли Телеграф" назвала ее "последним блефом Берлина".
Чуть позже полудня 1 мая "Лузитания" трижды просигналила своим гудком, покидая 54-й причал в Нью-Йорке и направляясь вниз по Гудзону к Атлантическому океану.
Первые несколько дней путешествия прошли без особых происшествий. Пассажиры коротали время за чтением, игрой в карты, слушанием корабельного оркестра и, в духе любого хорошего круиза, поеданием обильного количества еды. Однако после того, как 6 мая "Лузитания" вошла в зону боевых действий, между ними установилась ощутимая напряженность. У них были все основания для беспокойства. Немецкая подводная лодка U-20 на этой неделе подошла к водам у южного побережья Ирландии, тогда входившей в состав Соединенного Королевства, и уже потопила шхуну и два парохода.Благодаря этим атакам, наряду с перехваченными радиосообщениями, Британское Адмиралтейство хорошо знало об общем местоположении U-20 (и других подводных лодок, действующих поблизости). Тем не менее, оно никогда не посылало военного эскорта к "Лузитании" и не предпринимало ничего, кроме общих предупреждений об активных подводных лодках в этом районе.
С февраля 1915 года, когда Германия начала подводную войну, британское Адмиралтейство пыталось найти действенное средство для борьбы с подводными лодками противника. Англия несла тяжелые потери: в среднем англичане теряли каждые два дня один большой торговый корабль. Одновременно немецкие подводные лодки наносили тяжелый удар по репутации и самолюбию морского министра Черчилля.
Оказалось, что технические средства борьбы с подводными лодками, применяемые флотом, были явно недостаточны. Поэтому правомерным является вопрос, могло ли Адмиралтейство во главе с Черчиллем выполнять свои задачи по обороне страны? И, может быть, именно "политическое решение проблемы" избавляло не только Черчилля, но и кабинет министров от позорной отставки...
Весной 1915 года в Лондоне появляется личный представитель президента США полковник Хауз. Он должен был разъяснить британскому правительству политику США. Министр иностранных дел Англии Грей принимает Хауза в своем доме. Грей задавал откровенные вопросы, суть которых сводилась к следующему: что будет делать "дядя Сэм", если германская подводная лодка пустит ко дну океанский лайнер с американцами на борту? Хауз отвечал, что негодование охватит Америку. Грей согласился: да, в Америке много моралистов, но какой политический ответ последует со стороны правительства и президента? И Хауз признает: этого будет достаточно, чтобы "вовлечь нас в войну".
И в самом деле: гибель 115 граждан США при нападении U-20 на "Лузитанию" вызвала резкие протесты Америки. Демонстранты несли антигерманские лозунги и требовали наказать Германию. Правительство США направило в Берлин официальную ноту. Германское правительство вынуждено было ограничить подводную войну, с 6 июня 1915 года немецким подводным лодкам запрещено было нападать на большие пассажирские корабли.
Перерыв в подводной войне не был продолжительным, он был прекращен в феврале 1916 года, но за это время странами Антанты, прежде всего Англией, было сохранено 1 600 000 тонн тоннажа торгового флота, то есть около пятисот пароходов.
Читайте также: