Наболело! Ожидаю массы негативных комментариев от коллег - у всех найдутся свои личные "за" и "против". Высказывайте свое мнение, но только приводите аргументы, пожалуйста.
Помню, как в начале 2000 х решила сэкономить время на подготовку к уроку и скачала чужую учительскую презентацию. Проверила, чтобы файл открывался, бегло пролистала слайды в режиме редактирования: вроде бы и картинки есть, и тексты, и схемы.
И стала я эту презентацию показывать на уроке в 8 классе. Урок был сорван... Учительница высшей категории, которая сотворила сей "шедевр", вставила на слайды штук 30 анимашек, а в тексте через строчку-другую встречались опечатки, пропущенные буквы, строчные буквы вместо заглавных в именах собственных и географических названиях.
Дети хохотали от души, а я не знала, куда себя деть от стыда. Трудно было объяснить, что это за учитель такой безграмотный писал?
- Ой, что ты такое говоришь? Где я, и где компьютер??? Я не знаю, на какие кнопочки нажимать, чтобы презентации делать. И где искать программу не знаю, - посетовала одна из коллег, когда ей понадобилась помощь перед открытым уроком.
- А что ты показываешь на уроке? Ты же готовишь какие-то задания и картинки для объяснения новых тем? - продолжаю допытываться.
- Ну, я скачиваю тексты из интернета, вставляю в какую-то программу и вставляю картинки. Только дети не хотят ничего смотреть. Потому пишу мелом на доске. По старинке надежнее, - делится опытом коллега.
Дети, оказывается, не хотят ничего смотреть... Видела я те дидактические материалы: на экране текст разными шрифтами, очень мелко. Потому что Марь Ванна скопировала целую страницу А4 текста и вставила на один слайд. При этом черный шрифт на темно синем фоне. А по периметру летают бабочки, заголовок выезжает из-за поля, несколько раз поворачивается вокруг своей оси, буквы меняют цвет и размер. Примерно минуту приходится наблюдать подобные движения КАЖДОЙ фразы и надписи. После второго выезжающего словосочетания хочется кинуть в экран чем-нибудь тяжелым.
Тексты не разделяются на абзацы, схемы выделяются разными ядовитыми цветами радуги - так, что ничего не прочитаешь. Учительница, скорее всего, с дальтонизмом, раз не видит цветового диссонанса.
Про иллюстрации - отдельные строки. Как могут ученики выполнить задания по карте, если эта самая карта в растянутом пиксельном изображении - учительница скачала мелкое изображение и растянула его на весь слайд. В итоге вместо карты - цветные квадратики. Загадочное изображение, однако...
Понимаю, что многие педагоги возмутятся моему посту - их не учили делать эти самые презентации, как смогли, так и выполнили. Заставляют же! Да, конечно, все осваивалось методом проб и ошибок. Но кто мешает посмотреть рекомендательные ролики на Ю-Тюбе, почитать статьи в интернете об элементарных правилах дизайна и оформления?
От детей то мы требуем красивые понятные работы, с четкой структурой и хорошими иллюстрациями. Но дети быстро учатся. И видя на уроке нечитаемый "шедевр" учительницы, быстро переключаются на свой гаджет. Потому "и не смотрят", что там смотреть нечего - НЕ ЧИТАЕМО!
Мало того - подобные низкопробные презентации активно размещаются авторами на различных педагогических порталах типа Инфоурок, Мультиурок, Прошколу и т.п.
Принципиально не использую чужие презентации для своих уроков. Стараюсь привлечь внимание учеников не анимашками, а содержанием, необычным графическим оформлением изучаемого вопроса. Анимацию стараюсь не использовать вообще, кроме необходимой смены элементов в схемах или галереи картинок.
Дети с удовольствием работают с инфографикой. Очень эффектно выглядят "летающие" презентации Prezi, хорошо воспринимают презентации в сервисе Canva. Дети не только внимательно смотрят все слайды, но и просят прикрепить презентацию к домашнему заданию в электронном дневнике.
Потому может оно и лучше, когда вместо проектора учитель объясняет по старинке на меловой доске и показывает бумажные картинки?
pedsovet70@mail.ru