Найти тему
Родом-из-детства

Ученики не хотят смотреть презентации на уроке - может там смотреть нечего?

такие дидактические материалы, к сожалению, встречаются очень часто...
такие дидактические материалы, к сожалению, встречаются очень часто...

Наболело! Ожидаю массы негативных комментариев от коллег - у всех найдутся свои личные "за" и "против". Высказывайте свое мнение, но только приводите аргументы, пожалуйста.

Помню, как в начале 2000 х решила сэкономить время на подготовку к уроку и скачала чужую учительскую презентацию. Проверила, чтобы файл открывался, бегло пролистала слайды в режиме редактирования: вроде бы и картинки есть, и тексты, и схемы.

И стала я эту презентацию показывать на уроке в 8 классе. Урок был сорван... Учительница высшей категории, которая сотворила сей "шедевр", вставила на слайды штук 30 анимашек, а в тексте через строчку-другую встречались опечатки, пропущенные буквы, строчные буквы вместо заглавных в именах собственных и географических названиях.

Дети хохотали от души, а я не знала, куда себя деть от стыда. Трудно было объяснить, что это за учитель такой безграмотный писал?

- Ой, что ты такое говоришь? Где я, и где компьютер??? Я не знаю, на какие кнопочки нажимать, чтобы презентации делать. И где искать программу не знаю, - посетовала одна из коллег, когда ей понадобилась помощь перед открытым уроком.
- А что ты показываешь на уроке? Ты же готовишь какие-то задания и картинки для объяснения новых тем? - продолжаю допытываться.
- Ну, я скачиваю тексты из интернета, вставляю в какую-то программу и вставляю картинки. Только дети не хотят ничего смотреть. Потому пишу мелом на доске. По старинке надежнее, - делится опытом коллега.

Дети, оказывается, не хотят ничего смотреть... Видела я те дидактические материалы: на экране текст разными шрифтами, очень мелко. Потому что Марь Ванна скопировала целую страницу А4 текста и вставила на один слайд. При этом черный шрифт на темно синем фоне. А по периметру летают бабочки, заголовок выезжает из-за поля, несколько раз поворачивается вокруг своей оси, буквы меняют цвет и размер. Примерно минуту приходится наблюдать подобные движения КАЖДОЙ фразы и надписи. После второго выезжающего словосочетания хочется кинуть в экран чем-нибудь тяжелым.

Тексты не разделяются на абзацы, схемы выделяются разными ядовитыми цветами радуги - так, что ничего не прочитаешь. Учительница, скорее всего, с дальтонизмом, раз не видит цветового диссонанса.

Про иллюстрации - отдельные строки. Как могут ученики выполнить задания по карте, если эта самая карта в растянутом пиксельном изображении - учительница скачала мелкое изображение и растянула его на весь слайд. В итоге вместо карты - цветные квадратики. Загадочное изображение, однако...

не читаемые надписи на карте. Разве могут ученики выполнить задание по такой иллюстрации?
не читаемые надписи на карте. Разве могут ученики выполнить задание по такой иллюстрации?

Понимаю, что многие педагоги возмутятся моему посту - их не учили делать эти самые презентации, как смогли, так и выполнили. Заставляют же! Да, конечно, все осваивалось методом проб и ошибок. Но кто мешает посмотреть рекомендательные ролики на Ю-Тюбе, почитать статьи в интернете об элементарных правилах дизайна и оформления?

От детей то мы требуем красивые понятные работы, с четкой структурой и хорошими иллюстрациями. Но дети быстро учатся. И видя на уроке нечитаемый "шедевр" учительницы, быстро переключаются на свой гаджет. Потому "и не смотрят", что там смотреть нечего - НЕ ЧИТАЕМО!

Мало того - подобные низкопробные презентации активно размещаются авторами на различных педагогических порталах типа Инфоурок, Мультиурок, Прошколу и т.п.

Принципиально не использую чужие презентации для своих уроков. Стараюсь привлечь внимание учеников не анимашками, а содержанием, необычным графическим оформлением изучаемого вопроса. Анимацию стараюсь не использовать вообще, кроме необходимой смены элементов в схемах или галереи картинок.

Дети с удовольствием работают с инфографикой. Очень эффектно выглядят "летающие" презентации Prezi, хорошо воспринимают презентации в сервисе Canva. Дети не только внимательно смотрят все слайды, но и просят прикрепить презентацию к домашнему заданию в электронном дневнике.

Потому может оно и лучше, когда вместо проектора учитель объясняет по старинке на меловой доске и показывает бумажные картинки?

pedsovet70@mail.ru