Сейчас в интернете очень много людей хвалят Эстонию (Таллин), так как это первая европейская страна, предложившая жителям бесплатный общественный транспорт (по прописке). Но деньги брать откуда-то надо, зарплаты водителям, топливо, закупка подвижного состава, уборка и прочие расходы просто так не окупятся.
Естественно, основной упор сделали на налоги. Власти рассчитывали, что с введением таких льгот увеличится число налогоплательщиков города, из тех, кто приезжает на работу в столицу. С одной стороны, так и получилось. Жители Эстонии стали массово прописываться в столице, но всё равно денег на обслуживание транспорта не хватало. Тогда было принято решение поднять стоимость парковки на 40%, получилось, что автолюбители стали платить за тех, кто пользуется общественным транспортом. Парадокс, не правда ли? Плюс к этому, бюджеты других населённых пунктов Эстонии очень сильно просели, что логично, ведь многие жители страны стали платить налоги в казну Таллина, на оплату проезда. Такая система начала работать с 2012-2013 годов. А что у нас?
А у нас бесплатные автобусы появились ещё в 2003 году, в Воронеже. Власти города не стали подходить настолько радикально, как наши эстонские друзья, сделали всего несколько маршрутов бесплатными, но эти маршруты были самыми востребованными. На начальном этапе, скажем, из пяти автобусов на линии бесплатными были три, их обозначали специальными номерами с буквой "Н" (от названия проекта, "Народный маршрут"). Но вскоре все маршруты системы стали бесплатными, для этого закупили 100 новеньких ЛиАЗ'ов 5256.30. Надо отметить, что при этом не было деления на жителей с пропиской в Воронеже и без, как в Таллине.
И парковка была бесплатная. То есть деньги выделялись, в основном, с маршрутов, где не ходили бесплатные автобусы. К началу 2010-х годов люди привыкли к этой халяве, стали требовать с "народных маршрутов" более качественного обслуживания и короче интервалы. Власти услышали и в 2014 году пустили на городские улицы новую партию автобусов, это были современные НефАЗ'ы 5299, работающие на экологически чистом метане (это вам не электробусы).
Плюс к этому, стало возможным экономить на топливе, ведь газ стоит в 3 раза дешевле дизеля. Казалось бы, вот она, новая эра бесплатных маршрутов. Но нет... К 2015 году стали ходить слухи, что проект скоро закроют. Из 16 маршрутов к концу года осталось 5. А в 2016, всё-таки, средства у города спонсировать это благородное дело закончились. Сейчас проезд в городе стоит 23 рубля. Как оказалось, наша страна ещё не готова к таким изменениям.
Но, как мне кажется, в Москве скоро может появиться бесплатный наземный транспорт, то есть платить придётся только за метро, МЦК и МЦД. Это станет возможным после полной замены наземного транспорта на электрический, что позволит экономить до 80% с проездного билета. Да ещё и Яндекс обещал запустить беспилотные трамваи в столице, так что есть все шансы на бесплатный общественный транспорт.
А что вы думаете про всё это? Готовы мы к "коммунизму"?)