Найти тему
ГИПОТЕЗЫ И ФАКТЫ

Заклятые союзники: Махно против Петлюры. Часть вторая

Оглавление

Начало статьи...

Пасынки украинской революции

Почему же союз между Махно и Петлюрой был невозможен? Ведь если посмотреть на этих наиболее выдающихся вождей эпохи гражданской войны на Украине, то в них можно обнаружить много схожего. Впрочем, ещё больше между ними непримиримых различий. Хотя оба они родом с Левобережья, только Петлюра из "сердца Украины", традиционалистской Полтавы, а Махно из буйного казачьего Запорожского края. Но Петлюра выходец из состоятельной мещанской семьи, ученик семинарии. А Махно из крестьянской бедноты. Перед Петлюрой был реальный выбор стать священником, чиновником или пойти в революцию. У Махно альтернативой революционной деятельности была только незавидная доля батрака или рабочего у еврейского предпринимателя.

И в революции, исходя из своих изначальных "стартовых возможностей", они шли разными путями. Образованный Петлюра с самого начала делал карьеру в руководстве РУП-УСДРП. Был у него и "запасной аэродром" - специальность бухгалтера и редакторская работа. И после поражения революции 1905-1907 годов незапятнанный "эксами" и боевизмом Петлюра переключился на профессиональную деятельность. А вот Махно с самого начала вынужден был прокладывать себе дорогу с револьвером в руках. И после поражения революции у него просто не было выбора, он уже не мог сложить оружие. Поэтому образование Махно, чудом избежавшему "вешалки", пришлось получать в Бутырском тюремном замке. По большому счёту, и после Февральской революции и освобождения для него не так уж и много изменилось - никто не ждал бывшего политкаторжанина из провинции ни в Думе, ни в Центральной Раде. А вот сила и авторитет революционных Советов выросла как раз из кипучей энергии таких деятелей, как Нестор Иванович.

Батько Махно в окружении соратников анархистов-коммунистов.
Батько Махно в окружении соратников анархистов-коммунистов.

Могли ли такие разные личности договориться? Если бы это зависело только от них самих, то возможно. Но за ними стояло их окружение, партии, организации и, самое главное, те массы людей, интересы которых они выражали. За батькой Махно - большинство крестьянства и часть рабочих юго-востока Украины. За головным атаманом Петлюрой - интеллигенция, украинизированные офицеры и состоятельная часть крестьянства, преимущественно из Центральной Украины. По всем социальным понятиям того времени союз между ними был невозможен. Но и хаос военной обстановки диктовал свои правила.

Батько против атамана

В это же время на юге Украины восходит звезда ещё одного полевого командира - атамана Григорьева. Бывший офицер царской армии, он служит у Скоропадского, но принимает активное участие в восстании против гетмана. Не получив поста военного министра в УНР, от петлюровцев переходит на сторону Красной армии. За взятие Одессы Григорьев третьим в Советской республике награждён орденом Красного Знамени. Махно - четвёртым. Но Григорьев предпочитает водить дружбу не с коммунистами, а с левыми эсерами-активистами. Эта антибольшевистски настроенная фракция и, конечно, личные наполеоновские амбиции толкают Григорьева к выступлению против большевиков. И в мае 1918 года он поднимает мятеж, создавший смертельную угрозу коммунистической власти на Украине.

Характерно, что Григорьев пошёл на восстание под националистическими лозунгами, но с левацким оттенком. Можно сказать, что он был в этот момент "левее" Петлюры. Григорьев - за советскую Украину, только Советы должны быть украинскими. Впрочем, с позиций ультралевого национализма выступал и трипольский атаман Зелёный на Киевщине, и другие полевые командиры. Но в универсале атамана Григорьева было сказано, что 80% мест в органах власти будет предоставляться этническим украинцам, а евреям, например, только 5%. Настоящая процентная норма, как в царской России. Правда, русские в этой процентовке вообще не упоминаются. На практике всё это перерастает в самый настоящий антисемитизм и почти полторы сотни еврейских погромов. В Елисаветграде и Черкассах григорьевцы-самостийники убивают вместе с евреями и несколько сотен русских. Многие анархисты колеблются, первоначально сочувствуя "стихийному антибольшевистскому движению". Но вскоре начинаются расстрелы и анархистов. В тёмных головах григорьевцев гнездится фантастическая мысль, что именно анархисты-коммунисты повинны в том, что "хорошие" большевики превратились в "плохих" коммунистов.

Атаман Николай Александрович Григорьев (слева).
Атаман Николай Александрович Григорьев (слева).

Махно, несмотря на то что его начштаба левый эсер Озеров предлагает присоединиться к восстанию, отказывается поддержать Григорьева. И Красная армия вместе с махновцами, эсерами-боротьбистами и даже анархо-бандитом Мишкой Япончиком, подавляют мятеж очередного военного авантюриста. Сам Григорьев скрывается с небольшим отрядом.

Но вскоре, по приказу Троцкого, вне закона будет объявлен и Махно. Отряды батьки и атамана встретятся и заключат союз. Но очень быстро Григорьев будет убит махновцем Алексеем Чубенко, телохранителя атамана застрелит лично Махно. Револьвер, из которого в схватке расстреляли Григорьева, согласно легенде, Махно отошлёт Троцкому. Официальный предлог ликвидации Григорьева - якобы раскрытые связи атамана с деникинцами. Реально одной из причин было, видимо, личное соперничество двух лидеров.

Махно и Григорьев - тоже полные антиподы, хотя оба крестьянские вожди. Махно - рабочий из крестьян, Григорьев - военная каста. Махно - стихийный вожак, руководящий от имени массы, Григорьев - местный Бонапарт. Григорьев видит главного врага в коммунистах, а Махно - в белогвардейцах и помещиках. Атаман Григорьев в борьбе за власть пытается опереться на антисемитские настроения, Махно расстреливает за еврейские погромы.

Мятеж Григорьева имел одно серьёзное последствие - он вынудил большевиков резко ограничить суверенитет Украины в рамках военно-политического Союза Советских Республик.

Союз Махно и Петлюры

Махно был всегда непредсказуем как для союзников, так и для противников. Петлюре также едва не была уготована участь атамана Григорьева.

Ещё во время дружбы с Григорьевым, связанным с Директорией УНР, 27 июня 1919 года в штаб Махно прибыл петлюровский комиссар. Посланец головного атамана обещал забыть Екатеринослав и вновь предложил махновцам союз. Махно пошёл на него, в надежде вновь получить от армии УНР оружие. В петлюровский штаб был отправлен делегат от махновцев Шпота, обладавший типичной украинской внешностью и хорошо говоривший по-украински. Но на этот раз петлюровцы были хитрее и не спешили помогать повстанцам оружием.

В сентябре 1919 года махновские формирования были преобразованы в Революционную повстанческую армию Украины, но оказались в тяжёлом положении. Деникин, расчищая дорогу на Москву, вёл беспрерывное наступление на повстанцев. После 600-километрового изнурительного отступления от Мариуполя на северо-запад махновская армия оказалась зажатой между деникинцами и петлюровцами в районе Жмеринки - Умани. Войне на два фронта Махно предпочёл союз с Петлюрой. Для переговоров с Директорией была создана специальная дипломатическая комиссия, которую возглавил специалист по григорьевщине Алексей Чубенко. 20 сентября в Жмеринке между Директорией УНР и РВС РПАУ махновцев был подписан новый договор о совместной борьбе против Деникина. Правда, возглавлявший Культпросвет РВС махновской армии Всеволод Волин предпочитает в своих воспоминаниях говорить о нём как о соглашении о нейтралитете, а не о союзе. Стесняясь, наверное, даже вынужденного союза с националистами.

Тем не менее, согласно этому союзу, махновцы получали боеприпасы и снаряжение, более трёх тысяч их больных и раненных размещалось в лазаретах УНР в Виннице, Жмеринке и в Галиции. Однако пункт об обоюдной свободе агитации был отклонён - Петлюра испугался, что проповедники анархо-коммунизма и заманчивой жизни без помещиков, чиновников и капиталистов быстро разложат его армию. Несмотря на это, махновцы в день подписания соглашения выпустили разоблачительную листовку "Кто такой Петлюра?". Для переговоров по поводу свободы слова головной атаман армии УНР лично выехал на переговоры с Махно в Умань. По свидетельству начальника штаба РПАУ Виктора Белаша, кубанский казак и анархо-большевик Иван Долженко предложил поступить с Петлюрой, как с Григорьевым. В Умань была послана террористическая группа и выдвинута кавалерийская бригада вместе с Махно. Но на счастье Симона Петлюры, он, словно предчувствуя что-то, вдруг решил уклониться от встречи и в момент вступления махновской кавбригады в Умань отбыл из неё на своём поезде.

Вскоре армия УНР будет разбита деникинцами, а сичевые стрельцы в Умани перейдут на сторону "единой и неделимой России" и сдадут город. Вместе они будут рыскать по госпиталям и частным квартирам, разыскивая и добивая раненых махновцев. Волин вообще пишет, что петлюровцы заключили перемирие с деникинцами именно для уничтожения махновцев и специально пропустили пять белых полков в тыл к повстанцам. А зря. Внезапно махновская кавалерия под Уманью переходит в контратаку и просто вырубает отборные офицерские полки. Повстанцы пойдут отсюда в глубокий рейд по деникинским тылам, который поставит жирную точку в планах главнокомандующего ВСЮР взять Москву.

Симон Петлюра в окружении соратников по Директории УНР.
Симон Петлюра в окружении соратников по Директории УНР.

Впоследствии штаб РПАУ попытался привлечь в свои ряды часть петлюровцев. Противником этого выступил Махно. А вот прагматичный начштаба Белаш был сторонником использования петлюровцев против Деникина. Он пишет, что в ноябре 1919 года в махновский штаб прибыл Юрий Тютюнник, фактически второй человек в армии УНР, и входившие в состав руководства этой армии левые эсеры. Они просили оружия для организации повстанческих отрядов на Киевщине. Но Махно непримирим. "УНР - наш классовый враг. Ни одной винтовки я не позволю отпустить из армии для этого империалистического вассала", - кричит батька на делегацию, и ей приходится уйти ни с чем. Возможно, на Махно повлиял неудачный пример с левым эсером - сторонником УНР Блакитным-Еланским, который получил оружие у махновцев, но под Чигирином назвал свой отряд республиканскими войсками. В то же время такие бывшие приверженцы УНР, как Матяж, Гладченко, Мелашко, Огий и другие, вступили в махновскую армию, стали называть себя анархистами и врагами Петлюры. Так Гладченко возглавил Вольно-Казачью повстанческую группу Екатеринославщины в составе 3-го Екатеринославского корпуса РПАУ.

Батько Махно - украинский самостийник?

Тем не менее сегодня всё чаще делаются попытки изобразить Нестора Махно как украинского "незалежника", едва ли ни как второго Симона Петлюру. Конечно, это дань политической конъюнктуре. Но на что опирается эта интерпретация, ещё более вольная, чем гуляйпольские Советы?

Действительно, на последнем этапе махновского движения в 1920-1921 годах в нём начал наблюдаться определённый рост национального самосознания. Но нельзя говорить, что махновцы изначально были "безродными космополитами". Несмотря на всю интернациональную риторику, они всё время ощущали себя украинцами. В 1918 году неким Вольным партизанским отрядом анархистов была издана такая вот листовка: "Восстань, украинский народ! Становись на защиту Вольной Украины. Каждый день, каждый час всё больше, всё дальше забирает твой враг - немецкая и русская буржуазия с изменниками гайдамаками: твои цветущие сады, богатые поля, дома, леса, забирает твоих братьев, сестёр, жён, детей в свои щупальцы. Вспомни своих предков, Тараса Бульбу, дравшихся, как львы, за дорогую Свободу Украины. Иначе не услышишь ты соловьиной песни над своей хатой, а будет свистеть буржуазная нагайка".

В октябре 1919 года махновцы отменяют запрет белого генерала Май-Маевского на изучение "материнского языка" в школе. Но в то же время делегаты IV районного съезда в Гуляйполе отказываются дальше обсуждать вопрос о взаимоотношениях между русским и украинскими языками на Украине, предоставляя его решение широким рабоче-крестьянским съездам недалёкого будущего. Понимают, насколько щепетильным и тонким является этот вопрос на юго-востоке, населённом украинцами, русскими, немцами, греками, сербами, евреями, болгарами. Но вскоре в этом самом будущем секция Народного просвещения, возглавляемая женой Махно Галиной Кузьменко, учительницей украинского языка из гуляйпольской гимназии и сознательной украинкой, развернёт всё же бурную деятельность по популяризации украинского языка, украинского театра, литературы и так далее. Пропагандистская литература махновцев начинает издаваться на украинском языке. Именно авторству Галины Кузьменко, например, приписывают листовку, подписанную Нестором Махно 29 сентября 1920 года: "Тяжкі часи настали на рідній Україні. Знову на змучену батьківщину насуваются грозові хмари. З Заходу йде ненависний кожному украінцеві історичний ворог - польска шляхта..." Эта листовка, правда, посвящена союзу махновцев с Красной армией для борьбы с панской Польшей. Но хорошо знавшая Кузьменко по парижской эмиграции Ида Метт в своих мемуарах утверждает, что Галина "принадлежала скорее к петлюровцам и никогда ничего общего не имела с революционным движением". Многие приписывают этой характеристике Метт обычную женскую ревность. Но иногда в дневнике Галины Кузьменко, написанном на украинском языке и захваченном красноармейцами, проскакивают и такие строки: "Павловцы послали двух мужиков в погоню за батькой Махно, чтобы он пришёл со своим отрядом и помог селянам прогнать русских грабителей и насильников".

Махновцы с одним из своих знамён.
Махновцы с одним из своих знамён.

Так в чём же причина "украинского поворота" в махновской армии? Занесли ли туда национальную идею бывшие атаманы УНР? Или это отдел просвещения под началом жены Нестора Ивановича оказал такое влияние, в том числе и на самого батьку? Безусловно, почти любая жена имеет сильное влияние на своего мужа. Но какой бы решительной и обаятельной ни была "первая леди", она не могла влиять на всю гуляйпольскую районную организацию анархистов-коммунистов, исполнителем воли которой был Махно. Просто в 1920 году основные конкуренты гуляйпольской повстанческой группировки среди крестьян Украины - полевые командиры петлюровского толка - были сильно обескровлены красными. В этих условиях уже не казалось, что украинская идея сыграет на руку этим "социал-предателям". Привлечение же шедших за ними крестьянских масс, особенно в Центральной Украине, куда пыталась распространить свою активность РПАУ, требовала определённых шагов навстречу их национальным настроениям. Более того, Нестор Махно, вытесняемый красной кавалерией с советской Украины, планирует перенести свою деятельность в оккупированную поляками Галицию и поднять там восстание за независимость. Возможно, именно с этим связан некий "незалежницкий манифест", который подготовил, но не успел распечатать Махно из-за своего бегства в Румынию в августе 1921 года. О существовании этого манифеста упоминает Виктор Белаш в своих показаниях чекистам, но к таким источникам следует относиться критически.

При этом Махно, как верный выразитель настроений многонационального юго-востока Украины, как и гуляйпольская группа анархистов, как и всё международное анархистское движение того времени, всегда являлись непримиримыми противниками любого национализма и межнациональной вражды, от кого бы они ни исходили.

А лидер украинских националистов Петлюра 25 мая 1926 года падёт от пуль еврейского анархиста Шварцбада, знакомого с Махно. Шварцбад заявит, что застрелил бывшего головного атамана за погромы. Махно таракт против своего старого противника не одобрит и выступит с публичным осуждением этого убийства в прессе.

-6