Часть 4
На войне бывало всякое. Был случай, когда штрафной частью стал весь 214-й кавалерийский полк. Причина - утрата боевого знамени[1]. Однако чаще бывало, когда статус штрафников снимали сразу со всего личного состава штрафной части. Причина - массовый героизм в бою.
Для начала надо сказать о том, что массовый героизм под дулом пулеметов невозможен. Подчеркну это особо, чтобы развеять ошибочное, но довольно распространенное мнение – якобы, штрафные части наступали лишь под прицелом «станкового пулемета заградотрядчиков, нацеленного на идущих в это обреченное наступление, в котором не остановиться, не отойти ни на шаг»[2].
Это утверждение не соответствует действительности. Штрафники в абсолютном большинстве случаев наступали без стоявших непосредственно за ними заградительных отрядов, которые, если они и были на этом участке фронта, то находились на значительном удалении от передовой. И свои беспримерные подвиги эти люди совершали вовсе не из-за страха получить пулю в затылок.
А.В. Пыльцын, воевавший командиром взвода и роты в 8-м Отдельном штрафбате 1-го Белорусского фронта, описав в своей первой книге беспримерный рейд штрафников по фашистским тылам, подчеркнул: «И никаких заградотрядов, о чем многие хулители нашей военной истории говорят и пишут, не было, а была вера в то, что эти бывшие офицеры, хотя и провинившиеся в чем-то перед Родиной, остались честными советскими людьми и готовы своей отвагой и героизмом искупить свою вину, которую, надо сказать, в основе своей они сознавали полностью»[3].
По результатам этого рейда многие штрафники были награждены и освобождены от наказания.
К сожалению, очень часто в наградных листах встречается слово – посмертно. Только через три штрафные части (1, 60 и 128-ю отдельные штрафные роты) с августа 1942 года по октябрь 1945 года прошло 3348 штрафников. Из них 796 погибли, 1939 получили ранения, 117 были освобождены по истечении установленного приказом срока, а 457 – досрочно[4].
Один из самых первых случаев массового героизма штрафников, следствием чего было снятие с роты статуса штрафной, зафиксирован уже в августе 1942 года. Это была отдельная штрафная рота 51-й армии Юго-Восточного фронта, приданная 91-й стрелковой дивизии. Рота надежно держала оборону в нескольких районах Смоленской области, отбивая многочисленные атаки противника, с боями вышла из окружения, а 1 сентября перешла в наступление и отошла на исходный рубеж только по приказу. При этом 60 километров несли на себе раненых. А затем состоялся приказ Военного совета 51-й армии, реабилитировавший героев[5].
Примеры массового героизма штрафников зафиксированы в ряде докладных записок военных трибуналов фронтов, с которыми автору удалось ознакомиться в ведомственном архиве Управления военных трибуналов и Военной коллегии Верховного Суда РФ. Например, весь личный состав 144 отдельной штрафной роты 31-й армии, приданной 118-й стрелковой дивизии приказом Военного Совета 31-й армии за отличное выполнение боевого задания был досрочно отчислен из этой роты и переведен в общевойсковые части, а штрафная рота – расформирована 28 марта 1943 года[6]. Потери в роте в боях с 20 февраля по 5 марта 1943 года составили 88 бойцов. 3 марта 1943 года был убит командир этой роты старший лейтенант Николай Никитович Пустовойтов. В эти дни 118-я стрелковая дивизия, первая на Западном фронте, прорвала мощную укрепленную полосу немецкой обороны под Ржевом и положила начало общему наступлению 31-й армии.
В другой докладной военного трибунала, также датированной мартом 1943 года, отмечалось: «В 53-ю гвардейскую стрелковую дивизию прибыло 1200 штрафников, из которых было сформировано 3 роты, 1-я рота была придана 161 гвардейскому стрелковому полку. Полку была поставлена задача освободить деревни Веревкино и Козлово. Эту задачу полк выполнил, штрафники первыми ворвались в деревню. Один из штрафников первым вышел на горку и водрузил там Красный флаг, но тут же был ранен. Штрафники дрались самоотверженно и мужественно. Среди штрафников были большие потери убитыми и ранеными – около 60% личного состава. Генерал Клешнин и командир штрафной роты Белозерцев дали хорошую оценку бойцам-штрафникам. Сразу после боя 50 чел. получили гвардейские значки. С 19 по 22.03 было удовлетворено 40 ходатайств командования об освобождении от наказания. В 53-ю армейскую штрафную роту в первых числах марта прибыло 520 штрафников. С 9 по 20 марта 1943 г. рота участвовала в боях за овладение дер. Борок и дер. Семушкина Горушка[7]. За время боев ранено 369, убито 100 чел. В первые дни боев представлено к наградам 3 военнослужащих штрафной роты. К 22 марта поступило 100 ходатайств об освобождении от наказания, еще три красноармейца штрафной роты были представлены к государственным наградам. Кроме того, в ближайшее время поступит еще 60 ходатайств об освобождении от наказания»[8].
Ходатайств командования о досрочном снятии судимости было так много, что военные трибуналы рассматривали их прямо в расположении штрафных рот и батальонов, а нередко – в госпиталях и лазаретах, поскольку многие смывали судимость своей кровью. Надо сказать, что институт досрочного снятия судимости в военное время применялся очень широко. Указом от 14 декабря 1941 года такое право было предоставлено Военным советам фронтов[9], а Указом от 26 февраля 1943 года – военным трибуналам. Об интенсивности этого процесса могут свидетельствовать следующие цифры. Уже в марте 1943 года трибуналы Воронежского фронта сняли судимость с 2026 человек, в том числе с 767 «штрафников».
В июле 1944 года, в период проведения войсками 1-го Украинского фронта Львовско-Сандомирской наступательной операции, проявили героизм и мужество бойцы одной из рот 9-го отдельного штрафбата под командованием гвардии капитана И.А. Полуэктова. Был захвачен выгодный в тактическом отношении рубеж, уничтожено много живой силы противника, подавлено несколько огневых точек. После этого боя командир дивизии генерал-майор Ф.А. Прохоров констатировал: «Весь личный состав подлежит выводу из боевых порядков части для полной реабилитации и восстановления во всех правах чина офицера Красной Армии»[10].
[1] Знамя было утеряно в бою 26 октября 1944 года. Приказ НКО № 0380 состоялся 23 ноября 1944 г. В феврале 1945 г. полк был выведен из разряда штрафных.
[2] Литературная газета, 31 января 1990 г.
[3]Пыльцын. А.В. Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина». СПб. Знание. ИВЭСЭП. 2003.
[4] Артем Драбкин, Григорий Койфман. Я дрался в штрафбате. «Искупить кровью!». Яуза. Эксмо. 2013.
[5] А. Кузнецов. Штрафники: правда без домыслов. Красная звезда от 16 декабря 2004 г.
[6]Архив военной коллегии. Оп. 5. Наряд №018/4. с.69.
[7] Правильное название - Сёмкина Гору́шка — деревня в Старорусском районе Новгородской области.
[8]Архив военной коллегии. Оп. 5. Наряд №018/4. с. 73.
[9]Порядок снятия судимости в военное время был детализирован в принятой 15 января 1942 г. секретариатом Президиума Верховного совета СССР «Инструкции о порядке снятия судимости с военнослужащих, отличившихся в боях с немецкими захватчиками».
[10] Артем Драбкин, Григорий Койфман. Я дрался в штрафбате. «Искупить кровью!». Яуза. Эксмо. 2013.