Поляки так яростно отстаивают свою дипломатическую историю, что невольно начинаешь задумываться: «А вы уверены, что всё так и было?»
Каждый человек в своей жизни хотя бы раз слышал анекдот про то, как «русский, поляк и американец» то заходят в бар, то с парашютом прыгают, то пробираются по болоту – вариаций много, но каждый раз из трёх участников в дураках не оставался только русский. Можно это спихнуть на нашу «национальную идею» превосходства, но скажу честно: с каждым днём я убеждаюсь всё сильнее, что все эти анекдоты не совсем далеки от истины.
Вчера польские труженики МИД заявили, что помимо «унижения чести и достоинства», которое они испытали от упреков в сотрудничестве с нацистской Германией, они хотят получить всё то добро из области искусств, которое СССР забрал с территории Польши после завершения Второй мировой войны.
Соответствующее заявление было опубликовано в официальном Twitter-аккаунте организации, в котором отмечается, что усилиями НКВД предметы искусства были вывезены и теперь хранятся в российских музеях. Собственно, неплохо было бы их отдать.
Список картин следующий: «Девочка с голубем» (Антуан Пэн), «Лесной Пейзаж» (Ян Брейгель-Старший), «Мадонна Глоговская» (Лукас Кранах-Старший) и «Птичий двор» (Даниэль Шульц).
В России, разумеется, такой наглостью были немного шокированы, а исполняющий обязанности главы Минкульта Владимир Мединский заявил, что вопроса «не существует» в принципе, поэтому никто никакие произведения искусства возвращать не будет.
Его слова подтверждает и глава Пушкинского музея Ирина Антонова, объяснившая этапы процедуры официальных передач предметов культуры и искусства другим музеям в том случае, если они действительно были каким-то образом оттуда перемещены и необходимо их вернуть назад.
Так, по словам Антоновой, если у какой-либо стороны имеются вопросы или претензии касательно предметов искусства, то официальные представители (в данном случае – Польша) должны сделать официальный запрос в Министерство культуры РФ. В запросе должна быть указана вся информация о предмете спора с исчерпывающими доказательствами незаконного приобретения или хранения. В запросе о картине, например, должны быть указаны: название работы, имя автора, конкретный польский музей из которого она была изъята, примерное время пропажи и в каком музее (российском) она находится по предположению заинтересованной стороны.
Как можно догадаться, ни одно из вышеперечисленных действий произведено не было. Иначе зачем нужно было уподобляться каким-то блогерам-скандалистам, писать что-то в Twitter и так громко кричать? Скандал ради скандала, «вишенкой» которого является историческая правда, отвергаемая польским правительством. Что ж, мозг человека устроен так, что если каждый день лгать самому себе, то в один момент наше сознание будет выдавать ложь за правду – и наоборот. Можно убедиться в этом просто посмотрев на Польшу, позиция власти в которой скоро станет либо именем нарицательным, либо основой для свежих анекдотов.