Найти тему
Литературный Диалог

"Сказать жизни "Да!": Психолог в концлагере" Виктор Франкл. Ужасающая автобиография в субъективной подаче

Объем: 190 web-страниц
Ужасающая автобиография в субъективной подаче

Я считаю, что психолог прежде всего гуманист, способный взглянуть на человека в отрыве от собственных эмоций и представлений о хорошем и плохом. Франкл демонстрирует нам крайне однобокий взгляд на концентрационные лагеря. Если бы это была художественная литература или автобиография у меня бы не возникло никаких противоречий в связи с позицией Автора, но книга заявлена, как психологическое исследование, хотя рассказчика я бы рассматривала как субъекта разбора, а не психолога.

Цитата: «Мне просто кровь ударила в голову, когда я принужден был слушать издевательства от человека, не имевшего никакого представления о моей прежней жизни, человека настолько грубого и наглого, что медицинская сестра госпиталя, где я работал, не пустила бы его на порог».

Сколько гордыни в одном этом изречении.

Я ни в коей мере не оправдываю нацистов, как и людей, перешедших на их сторону, но было бы Автору спокойнее, если бы его палачом служил высокобразованный человек? Разве в госпитале оказывают помощь только культурным людям или тем, кто нам симпатичен? Разве это не разделение на высшую и низшую «расы» из уст человека, чудом спасшегося из нацисткой мясорубки?!

Еще одна цитата: "...его рифмоплетство было в лагере уже известно. Он не заставил себя долго уговаривать, тут же приволок тетрадь и стал зачитывать. Мне при этом стоило больших усилий не расхохотаться".

Автор, как жертва той страшной войны, безусловно, имеет право на гнев, обиду и даже месть, но разве это психологический подход к проблеме. Лично я выступаю против любых концентрационных лагерей: нацистских, японских, советских... И я ожидала, что Автор опишет свой взгляд на психологические аспекты личностей людей, превратившихся в палачей, и тех, кто смог или не смог противостоять ужасам нацизма.

Если честно, книгу я не дочитала. Я безмерно сочувствую жертвам насилия и мозгом (но, конечно, не сердцем) понимаю ту безысходность, которую ощущает человек, загнанный в подобные обстоятельства, увы, в книге Франкла я не обнаружила ничего, что было бы мне интересно с точки зрения психологии.

«Метель» Владимир Сорокин

Другие рецензии на другие книги