«КСИР выпустил несколько ракет по двум авиабазам в Ираке, Айн аль-Асад и Эрбиль. На базе Эрбиль присутствуют в том числе и финские военные. По данным министерства обороны, с финскими миротворцами всё в порядке».
Yle, 18.1.2020. Fanni Kangasvieri
Так писали о ракетных обстрелах финские государственные СМИ на прошлой неделе.
Финн Яакко, 52 года, служил командующим финских войск в Эрбиле, участвовавших в операции «Непоколебимая решимость» (OIR), которая проводится с 2015. Из своей последней командировки он вернулся 4 месяца назад.
У любой операции свои риски. И всё же Яакко отмечает, что база становится по-настоящему опасным местом в случае попадания в неё баллистической ракеты.
Многие миротворцы снимают повседневное напряжение в спортивном зале при лагере.
– Обычно там занимаются до изнеможения. По утрам, по вечерам, если работа позволяет, - рассказывает Яакко.
Финские военные занимаются в Эрбиле в числе прочего обучением курдов стрельбе и полевой медицине. Особенно острая нужда в инструктажах по сапёрному делу, поскольку исламисты заминировали в Ираке множество территорий.
Правда, операция по обучению сейчас заморожена в связи с недавним ракетным ударом. Финны поддерживают в Ираке курдов в их борьбе с радикальными исламистами ИГ.
Яакко не хочет раскрывать своё настоящее имя, чтобы не подвергать опасности себя и свою семью.
Тему положения финнов в Ираке СМИ уже неоднократно поднимали. Так, Илкка Каннерва из Коалиционной партии заявил, что ситуация – самая угрожающая за всю историю миротворческих операций с участием Финляндии.
– Каждый так или иначе подвергается опасности. Лично я полагаюсь на то, что люди вокруг меня хорошо обучены и знают, что делать, - говорит Яакко.
Он считает, что главное при возникновении угрозы – сохранять спокойствие.
– Наверное, Ирак опаснее, чем многие другие места, но безопасность миссии обеспечивается подготовкой и рядом предпринятых мер. Так, по местности передвигаются на многочисленных бронемашинах. Солдаты никогда не набиваются в одну машину, - говорит он.
Во время ракетного удара на базе было порядка 70 финнов. Большинство из них Яакко знает лично.
– Сейчас в Ираке сложилась серьёзная ситуация, которая, надеюсь, разрешится.
«Местные неоднократно предупреждали, что что-то происходит или куда-то не стоит направляться».
Маури Коскела, глава союза миротворцев Финляндии
Финны, обучающие курдских военных, зачастую перемещаются анонимно. С местными они не сближаются, соблюдая безопасность. Яакко показывает фото своего рабочего кабинета. Здесь есть и он сам, на форменной нашивке - его имя. Среди курдских военных он известен под своей настоящей фамилией. Многие финские инструкторы используют псевдонимы.
– Обучающиеся умеют находить информацию в соцсетях. Мы, конечно, с ними общаемся, но приятельских отношений не заводим, – рассказывает Яакко.
За время участия финских миротворцев в различных операциях с 1956 по 2019 погибло 49 человек, 17 из них – при исполнении оперативных заданий.
Маури Коскела говорит, что основные угрозы – это различные эпидемии и автоаварии.
Сам он служил в числе прочего в Либерии во время эпидемии эболы.
– За два десятилетия характер кризисов изменился. Раньше обеспечивали мирный процесс между государствами, сейчас конфликты происходит внутри стран, - говорит Коскела.
На кризисных территориях всё чаще действуют различные вооружённые группировки. Коскела отмечает, что финские военные соблюдают нейтралитет.
– Местные неоднократно предупреждали, что что-то происходит или куда-то не стоит направляться.
Camp Lion, где живут финны, – часть базы Эрбиль неподалёку от международного аэропорта.
Лагерь ограждён и охраняется. Яакко называет обстановку на базе вполне сносной по финским меркам. Не забывают здесь и о финских традициях: где финн, там и сауна.
Обучение курдов происходит в условиях экстремальной жары. Летом рабочий день в Эрбиле начинается около 5 утра, когда температура составляет лишь 40 градусов. Зима в Ираке – промозглая и дождливая, и финские военные начинают работать позже.
Многие обучающиеся курды неграмотны. Дело в том, что в Ираке, чтобы стать офицером, требуется не опыт, а хорошее происхождение.
После работы время убивают в том числе слушая аудиокниги и играя во флорбол.
– Прошлым летом мы устроили турнир, хотя на улице было больше 50 градусов, - вспоминает Яакко.
С 90-х годов профессия миротворца сильно изменилось. Яакко участвовал в различных операциях на протяжении 20 лет.
Основным изменением стало ускорение обмена информацией: на смену аудиосвязи пришла видеосвязь, вместо открыток шлют сообщения в WhatsApp.
Однако смартфоны с началом рабочего дня складывают в контейнеры, чтобы они не стали источником опасности в случае тревоги.
После ракетных ударов Ирана Яаакко внимательно следит за ситуацией в Эрбиле.
– Одно дело, когда проблемы причиняют маленькие группировки. Когда речь идёт о крупном государстве, которое начинает разваливаться, дело усложняется. Если кризис перерастёт в полноценную войну между США и Ираном, Финляндия выведет свои войска.