«Красивое слово - серебро, а хорошее дело — золото»
Поставлено так называемое угловое крыльцо с лестницей, расположенной параллельно стене дома. На селе ешё часто ставили и ставят до сей поры прямое крыльцо с лестничным маршем, перпендикулярным стене. Односкатная кровля удобней и красивей вписывается, когда с крыльца устраивают ход на гульбише. А на крыльце без гульбиша устраивают кровлю бочкой, — на два ската - один короткий над рундуком, второй значительно длинней - над лестничным маршем, переломленный над нижней площадкой. Такую крышу увенчивают охлупнем с небольшим коньком, похожим на тот, что водружён на основную крышу. Делают курицы и водомёты, прорезные и накладные причёлины. Крыльцо так же следует украсить. Об украшениях дома разговор пойдёт в отдельной главке.
На угловом крыльце мезенского дома, а иногда и в домах средней полосы России делали выгнутые кровли - кровли синусоидой. На такой кровле нет острых переломов и с обеих сторон установлены водомёты на курицах. Доски же кровельного покрытия буквально выгнуты.
Очень красиво висячее крыльцо - оно опирается не на столбы, а на «выпуски» - концы брёвен, выпущенные из самого сруба. Ими бывают концы балок перекрытия. Такое изумительно лёгкое, можно сказать, невесомое крыльцо можно увидеть на Успенской церкви в Кондопоге, что на Онежском озере в Карелии. Хотя она создана в 1774 году, как считают знатоки - на закате истории древнерусского зодчества, это один из самых гармоничных и совершенных образцов виртуозного мастерства обыкновенных плотников.
Порой на одностолбовом крыльце делали подпору - столб поменьше диаметром, чем основной, установленный под раму со стороны лестничного марша как подпорка. Однако на некоторых крыльцах, кде лестница достаточно крутая, выполняющая роль подпоры, ставят нетолстое бревно с небольшим уклоном с другой стороны. Часто на угловых крыльцах крытых бочкой и, возможно, опирающихся не на один столб, делали широкие нижние площадки. Кто-то такое крыльцо предпочитал устраивать открытым, совсем без крыши. Единственным ограждением на таком крыльце являются перила из обыкновенных жердей. На домах с таким крыльцом и украшения соответствующие - без изысков. Но нередко тут перед входом можно видеть одну большую каменную плиту или несколько небольших на подходе.
Устраивают крыльцо и совсем другой конструкции - на срубе. Рундук ставится на отдельный сруб из брёвен или бруса так, что ступени перевязываются с их несущими продольными брусьями «в охряпку». Такими бывают одно и двухмаршевые крыльца. Одно из них изображено здесь на рисунке.
Выше описаны типы крылец, когда дом стоит на высоком подклете и, поднявшись по лестнице на улице, человек попадает в сени, уровень пола которых совпадает с уровнем полов в жилых помещениях. Сени - холодный коридор под одной общей крышей с избой перед входом в неё. Там, где строят «двужирные» (двухэтажные) дома, устраивают лестницу на второй этаж в сенях. Первый этаж на таких постройках обычно рубят на низком подклете. Такое крыльцо об одну-две ступени при внутренней лестнице было распространено в Заонежье и Каргополье. Кровлю на нём поддерживают резные лёгкие столбики. Крыша совсем небольшая, поэтому её называют просто - «козырёк». Он бывает одно и двухскатным, может быть полукруглым, с причслинами и без них. Иногда вместо столбов его удерживают хитрые кованые витые кронштейны-подкосы. Потолок на них низкий, поэтому всегда обшит чистой строганой доской и порой ему под двухскатной кровлей придают сводчатую форму - бочкой.
В домах более поздней постройки 19-го - начала 20-го веков крыльцо стали делать глухим - снаружи обшивать тёсом. Также под влиянием городского строительства в это время крестьяне начали устраивать при входе в дом вместо крылец терассы - тесовые пристройки с большими окнами (нынешние веранды). Иногда их оставляли открытыми с боков.
На большом доме типа «брус» приходилось ставить по два крыльца. Это решение оправдано из-за большой протяжённости дома и особым расположением в плане его жилых помещений. Хозяйственные постройки: клети, сараи, хлев и сам двор - обычно располагали в средней части, поэтому там было много всяких заулков, коридорчиков, свободных пространств, и от сквозняков эту часть стремились закрыть с востока «передом» - летней избой или избами пятистенка или шестистенка, а с запада закрывали зимовкой или сеновалом. Такова, например, планировка домов на севере Вологодской области. В других местах планировка сельских домов иная. Об этом стоило бы поговорить особо, это очень интересная часть в народной науке о Доме.
Так вот, при планировке «брусом», когда все постройки как бы нанизаны на одну ось, на доме устраивали два крыльца. Одно вело в сени перед летней избой, другое в сени перед зимовкой. Иначе путь по внутренним переходам дома был бы слишком долог.
Интересной архитектурной особенностью северных домов являются галереи или гульбиша, опоясывающие дома на уровне пола перекрытия второго этажа или избы на высоком подклете. Сбоку они ограждаются перилами, над ними часто устраивают навес, который поддерживается нередко резными колонками.
Иногда навес является продолжением ската крыши. На эти галереи выходили, возможно, ожидая своих мужей из дальнего плавания, хозяйки. Иногда, если дом стоял высоко, можно было выйти и посмотреть со всех сторон - какую погоду предвещает небо. С такого удобного для наблюдения места ничего не стоило разыскать загулявшихся детишек. Чтобы закрыть ставнями окна, да мало ли удобств у такого большого балкона! Более всего такие дома характерны для Карелии и Обонежья. Образцом такого гульбища можно считать галерею на доме Ошевнева, что находится сейчас в музее-заповеднике Кижи.
Его конструкция проста. Это выпушенные на длину до метра и более концы балок перекрытия. Снизу они подперты нетолстыми подкосами. Один конец подкоса опирается в сену дома, второй в зарубку на выпуске. Прибивают их гвоздями. На покрытие или пол идут обыкновенные толстые доски или плахи - если пролёт выпусков большой. На концах выпусков устанавливается обвязочный брус по всей длине гульбища. В его пазы вставляются шипы стоек ограждения, на которые в свою очередь ложится поручень. Торцы выпусков предпочитают закрывать резными обналичинами. Свободное пространство под перилами заполняется балясинами. Красиво смотрятся балясины, точёные на токарном станке. И такое в деревне не считалось зазорным. Станки для их изготовления бывали с ножным и ручным приводами. Конструкции станков бывали самые разнообразные. Каждая балясина до установки поручня вставляется вырезанным на ней снизу шипом в паз в брусе обвязки. А затем на поручне соответственно отмечали, накладывая его сверху, места под верхние шипы их. Затем снимают поручень и готовят в нём гнёзда. Окончательно устанавливают. Ограждение готово. Если балясник делают из досок, то, соответственно, вначале заготавливается необходимое его количество определённого размера и формы. Внизу на обвязке делают паз. Вставляют заполнение, сверху его крепят профилированными брусками.
Устроив такое крыльцо, хотя бы как описанное у нас с гульбищем, очевидно, что каждая часть дома, как в разьёмной головоломке удерживает соседнюю и держится ею. Теперь остаётся совсем немного — начать и кончить. Делов-то: украшения навесить, печи сбить да сложить, мебель встроить, половиков настлать, петуха пустить… гостей созвать, там и до двора руки дойдут. Так что дел хватит и детям и внукам и правнукам, Бог даст!