До XVIII века кошка всё ещё остаётся уделом богатых – не самым частым питомцем. При царском дворе Романовых кошки тоже были. Более того, именно от них нам досталось одно из изображений царского мурлыки – гравюра 1661 года показывает пушистого полосатого кота. У Петра I тоже был кот, имя которого сохранилось – Василий. Кроме того, император приказал иметь котов в амбарах, чтобы спасать запасы еды от мышей.
Интерес к зверькам не угас у Романовых и впоследствии – они становятся такой же неотъемлемой частью двора, как и шуты, правда, они не только развлекали богатых хозяев, но и выполняли свои прямые обязанности. Даже образ «женщины с кошками» не новый – императрица Елизавета Петровна по «Указу о высылке ко двору котов» выписала сразу тридцать самых лучших кошек из Казани для охраны дворца от мышей, а также специального человека, который бы за ними ухаживал. Считалось, что именно в Казани вывели самых искусных мышеловов, да и по материалам раскопок они жили ещё в Волжской Булгарии до XIII века.
При Екатерине II появились ещё одна кошачья «специальность», которая любима жителями Петербурга до сих пор – коты Эрмитажа. Сама императрица живших в Зимнем дворце кошек не любила, но ради спасения экспонатов от мышей приказала присвоить им статус охранников и оставить в музее.
В конце XVIII века кошки попадают в дома простых крестьян и сразу начинают полноценно фигурировать в фольклоре – ещё в XVII веке они становятся частыми героями лубков – картинок с простыми сюжетами; часто кот выступает как образ правителя, а мыши – как подданные.
Кот символизирует одновременно домашний уют, женственность, ведьмовство и скрытую опасность: достаточно вспомнить Кота-Баюна, который усыпляет человека и только потом нападает, или чёрных котов у ведьм. По количеству пословиц и поговорок кошки соперничают только с собаками, что говорит об их важности. Кошка и собака почти всегда употребляются вместе, и это двойственное отношение к питомцам сохранилось до наших дней, а кошкам по-прежнему приписываются мистические свойства.
Текст: Анна Гребенникова.
Редактура: Елена Шеломенцева.
Дизайн: Ксения Брейтер.