Найти в Дзене
михаил вальковский

Ливия: разговоры за мир в Берлине

Оглавление

Они делят Ливию Euronews.com
Они делят Ливию Euronews.com

Итак, свершилось— в Берлине прошла международная конференция по Ливии. Станет она поворотным пунктом в урегулировании долгого и кровавого конфликта, или всего лишь одной из многих попыток принести мир в раздираемую войной страну?

Ответ на этот вопрос знает только один человек. Зовут его Халифа Хафтар.

Чтобы не решили за столом переговоров, у фельдмаршала может возникнуть соблазн все перерешать на поле боя. Такой фортель он уже выбрасывал. Смогут ли его кураторы и спонсоры надежно обуздать своенравного военачальника? Который по факту руководит не только ЛНА, но и всей администрацией на подконтрольных территориях. Где он уже стал своеобразной инкарнацией своего наставника, а потом злейшего врага Муаммара Каддафи.

Кто не попал на конференцию

Внушительный список участников Берлинской конференции обусловлен тем, что в якобы межливийском конфликте задействован десяток внешних игроков.

За бортом конференции оказались Тунис и Греция, что вызвало их недовольство. Тунис апеллирует к гуманитарным вопросам, дескать вы там воюете, а беженцы бегут к нам, создавая нагрузку на бюджет и общество.

С Грецией все ещё проще. Давняя «дружба» её и Турции, а также нежелание последней обсуждать неудобные вопросы по разделу Средиземного моря, не оставили грекам шансов.

Первый шаг из тупика

Уточним, на конференции не шли мирные переговоры, а лишь только обсуждаются рамочные условия для них.

Трезвый взгляд на это мероприятие не даёт оснований для завышенных ожиданий. Весь мировой опыт прекращения гражданских войн свидетельствует: за столом переговоров лишь фиксируют победу одной из сторон, а проигравшие выторговывают себе какие либо гарантии и уступки. При этом закладывается механизм контроля соблюдения достигнутых договоренностей. Придерживаться которых добровольно ни одна из сторон желанием не горит— нужен авторитетный внешний арбитр.

О чем бы не договорились в Берлине, вряд ли логика событий и алгоритм урегулирования будут иными. Так что про Ливию мы ещё услышим не раз.