Найти тему
29,6K подписчиков

Эпическая космическая фантастика Тармашева. «Древний. Предыстория».

20K прочитали

Здравствуйте, уважаемые читатели. До того, как я завел канал про фантастику на Дзене, я не сталкивался с творчеством Сергея Тармашева. Фантастики ( даже современной российской ) очень много и всего не прочтешь. Уже публикуя обзоры на остросюжетную, боевую и космическую фантастику в Дзене, в комментариях я прочел многие мнения, в которых читатели рекомендуют творчество этого автора. Особенно цикл «Древний».

Не моментально, но я стараюсь «реагировать» на отзывы и советы тех, кто читает мои обзоры. Мне показалось интереснее сделать обзор не на сам цикл «Древний», а на произведение, в котором автор раскрыл Вселенную «Древнего», ее историю и происхождение. Если выражаться языком кино – «приквел». Сказано – сделано. Итак, «Предыстория» Древнего взглядом чистым, девственным, в связи с первым опытом с фантстикой Тармашева.

Это и другие изображения обзора взяты на ресурсе Яндекс.картинки
Это и другие изображения обзора взяты на ресурсе Яндекс.картинки

Немного о сюжете. Глобальными и эпичными мазками автор рисует картину миллиардов лет истории Вселенной. Расы, освоившие немыслимые технологии. Расстояния, где народы Вселенной заселяют целые галактики. Тармашев не боится работать с большими масштабами.

В его Вселенной существуют области (которые занимают множество Галактик) высокоэнергетического пространства. Их населяют высокоэнергетические расы и главные среди них, это раса – Сияющих. Сияющие выглядят как люди Земли, только ростом они достигают 3-5 метров. Они используют как автоматические технологии, так и биотехнологии. Сияющие мудры, величественны, их общественное устройство разумно и идеально. Они разделены на касты: Воителей, Лекарей, Производственников, Ученых и т.п. В кастах передают умения и профессиональные навыки из поколение в поколение. В свою очередь, касты разделены на рода. Есть у сияющих и что-то типа народов: даарийцы, харийцы, расены и пр., которые населяют соответствующие Галактики. Видно, что автор увлекался современным неоязычеством – родноверием. Я не силен в организациях современных родноверов. Но вроде, мир сияющих Тармашева очень похож на ответвление неоязычества – инглиизм. На представления инглингов.

Вернемся к фантастике. Антиподом сияющих являются низкоэнергетические расы. Эти ребята просто смесь разного рода пороков, несуразностей, хищничества и тому подобного. Живут они в Галактиках низкоэнергетического пространства и в мирах сияющих находится не могут. Но, исключительно из природных низких моральных качеств, готовы нападать на сияющих. Низкоэнергетические расы не используют биотехнологии, а развивают свои цивилизации исключительно в технологическом ключе.

9 миллиардов лет назад сияющие разгромили низкоэнергетические расы в глобальной войне. Все эти серые неприятные гуманоиды, расы происходящие от рептилий и прочие негодяи затаились. В общем, ребят, занимательный квест где хорошие и красивые против отвратительных рептилоидов.

Такова завязка сюжета. Ну а дальше, он строится вокруг возмужания и деяний исключительного воина расы сияющих по имени Тринадцатый. Ключевой герой Саги.

В плане развлекательной художественной литературы роман скучноват (в начале), очень много времени уделяется описаниям низкоэнергетических и высокоэнергетических пространств, их особенностям и т.п. Конечно же твердой научной фантастикой тут и не пахнет, непонятно, зачем автор тратил столько времени на подробности. Но, постепенно, по мере перехода к военным действиям сияющих супротив негодяев из низких рас, становится интересно. Интересно следить за подвигами Тринадцатого и его соратников (вроде Валькирии – Алины) в условиях коварства разного рода чебурашек и редисок.

Не нашел я арт с изображением сияющих.  Картинка тоже из произведения Тармашева, другого. Наверное, такими они должны быть.
Не нашел я арт с изображением сияющих. Картинка тоже из произведения Тармашева, другого. Наверное, такими они должны быть.

Необходимо также сделать скидку, что это я решился взяться сначала за «Предысторию», не читав основной цикл. Но «Предыстория» то написана прежде всего для поклонников «Древнего». Поэтому многие вещи, которые читателю, который «не в теме» кажутся скучными или лишними, для тех, кто пришел специально почитать про мир «Древнего» интересны, логичны и совершенно необходимы. К примеру, как «Сильмариллион» для читателей «Властелина Колец».

Примерно такого плана «описание Вселенной» я и ожидал от «Предыстории», да плюс еще и удалось в конце Книги Первой вытянуть сюжет на неплохое развлекательное остросюжетное действо.

Вернусь ко Вселенной Тармашева. В ней мне не совсем понятна логика. Вернее логика понятна, но принять мне ее сложно. Во-первых, несомненная детскость дихотомии сияющие – низкоэнергетические расы. В некоторых местах вспоминалась совсем архаическая фантастика Эдмонда Гамильтона, «дока» Смита и т.п. из далеких уже двадцатых – тридцатых годов прошлого столетия.

Но и тут я смог «оправдать» книгу. Собственно, а почему книжная фантастика не должна следовать за кинофантастикой. Упрощение рулит. В кино это Вселенная Марвел с ее супергероями. Почему в книгах не сделать также. Только ввести вместо супергероев в трусах на трико, посконных супергероев. Понятно, что реальной историей тут и не пахнет, но, многие читатели в современных условиях России ищут утешение именно в этом. Они бы хотели чтобы так было. Значит Тармашев в чем-то наверное и прав. Это же не история, а фантастика.

Что уж совсем сложно принять?! Это такой взгляд, что "мы" – всегда будем хорошими, "они" – всегда будут теми кем родились. Даже не это удивляет. Антагонисты сияющих, плохи не только с точки зрения читателей и высокоэнергетических рас. Они и сами для себя плохи. Это такие редиски из мультиков. Карикатурные.

Я прочел немало разной фантастики, могу сравнивать. Есть даже и расы рептилий. И были они и злодеями и империалистами, любителями напасть и пограбить. Но у таких фантастических рас, как правило, суровая воинская этика, они своеобразны, но не карикатурны. Например, мерсейцы из цикла Пола Андерсона про историю Галактики. Даже у страшилок Роберта Хайнлайна из «Звездного десанта», космических пауков, была своя инопланетная логика и мораль, очень отличная от земного человечества, но мораль. Низкоэнергетические рептилии Тармашева таковой не обладают, такое ощущение, что это просто такие некрасивые сияющие что-ли. Некрасивые, глупые, алчные, вороватые.

В общем, некоторая упрощенность рас и их мотивов мне в "Предыстории" не понравилась. Но, это мой взгляд, а я не истина в последней инстанции. Так что, каждому своя литература.

Единственное, я не стал тут уж до конца свое ощущение и послевкусие описывать. У книги много поклонников. Я никогда не стеснялся приводить свое мнение в статьях и обзорах и не боюсь потерять читателей и просмотры. Всем не угодишь. Но, в этом случае писать правду – матку «до упора» я не буду. Канал развлекательный и уж совсем огорчать поклонников творчества Сергея Тармшева мне не хочется. Люди ведь в свой выходной, пришли развлечься, а не читать выводы дзеновских аналитиков. Единственное, аналогия общества Вселенной Тармашева на нашу реальность и историю конечно напрашивается, но, зря автор. Были уже в истории до него такие и оказались хм.. неправы. В общем, думаю, кому надо, поймет. Кто книгу любит – прошу учитывать, что автор этих строк пишет свое сугубо субъективное мнение в обзорах практически ко всем книгам. Канал авторский. Как и все люди он может ошибаться в деталях и глобально. Книги Тармшева я наверное еще прочту, понравился чисто развлекательный момент.

Всего доброго. Читайте фантастику.