«Вы летите в Тегеран по работе?" - полюбопытствовал сотрудник на регистрации во Внуково.
Я ответил, что мы туристы, страну хотим посмотреть.
Он не смог скрыть недоумение: «Три года работаю во Внуково. Вы первые, кто летит ТУДА как турист».
Так началось наше путешествие в Иран.
В самолёте на соседнем кресле иранец. Разговорились. Работает он в иранской нефтяной компании директором по развитию. Был удивлён и, одновременно, рад, что летим в Иран в качестве туристов. Мы для него гости.
Посоветовал достопримечательности, интересные места, дал свою визитку, сказал, что можем звонить в любое время, если что-то потребуется.
ВИЗА
Гражданам России туристическую визу можно получить по прилету. Визовый сбор 8000 р. на человека. Цена не "кислая", в 3 раза дороже Шенгена.
За неделю до вылета мы заполнили на сайте МВД Ирана специальную анкету. Благодаря этому, процедура получения в аэропорту заняла менее часа.
А тем, кто этого не сделал, придется задержаться на пограничном контроле от 2 до 4 часов, пока офицеры-пограничники проверят вас по своим базам.
Сразу при выходе из самолета женщины обязаны покрыть голову, надеть платок. Снять его можно только дома. Зачем это и что будет, если этого не сделать, расскажу ниже.
ЖИЛЬЁ
С жильем в Иране сложно. Просто приехать в отель и заселиться не получится - мест нет. Гостиницы переполнены. "Свободные места будут через неделю", - отвечали нам в гостиницах, куда мы приезжали без брони, на удачу.
Дело вовсе не в гигантском потоке туристов, нет. Отелей мало. Цены европейские и, даже, выше, а условия за те деньги значительно проще, мягко говоря.
Booking в стране не действует. Санкции. Есть местные агрегаторы, но оплатить можно лишь на некоторых и только иранской картой. А выдаются они исключительно резидентам Ирана.
Порядок бронирования гостиниц из России таков:
- пишешь на емайл отеля запрос;
- через сутки-двое тебе отвечают, подтверждают наличие или отсутствие мест, стоимость;
- по приезду платишь наличкой.
Если планируешь переехать в другой регион, озаботиться бронью нужно минимум за двое, а лучше за трое суток.
Мы просили отельеров помочь найти и забронировать гостиницу в следующем городе. Они звонили своим партнёрам, договаривались за нас и находили неплохие варианты по цене/качеству.
ТЕГЕРАН
Столица Ирана. Находится на севере страны. Население официально 8,5 млн. чел. А по факту живет 20 млн. - со слов иранцев.
Иран - большая страна. Население 85 млн.
И протяженная, от столицы до юга страны лететь 2 часа на самолете.
ТРАНСПОРТ
Так получилось, что мы испробовали все возможные способы перемещения между городами: автобус, поезд, такси, самолёт и скоростной паром.
Движение в городах достаточно хаотичное. Светофоров мало, пешеходных переходов тоже. А если и есть "зебра", то уступать вам никто из водителей не будет. Перейти 6 полосное шоссе даже по зебре - это целое мероприятие - нервы пощекочешь!
Заснял момент, как школьники с учителем переходят дорогу.
Они возвращаются с экскурсии из ботанического сада.
АВТОБУС
Это самый дешёвый способ перемещения между городами. К примеру Тегеран-Кашан 150 км, в пути менее 2 часов, билет 180₽/чел.
За эти деньги автобус VIP класса: кожаные кресла с поясничной поддержкой, мультимедиа, wifi, туалет, питание ланч-бокс, напитки.
Дороги хорошие, как в городах, так и на междугородних шоссе.
ПОЕЗД
Мы ехали в купе. Купе комфортные - как у нас в самых новых вагонах. Постельное белье - одноразовые простыни, наволочки. Два стюарда (проводника) в белых рубашечках знают основные английские слова. Питание ланч-бокс, напитки включены.
В вагоне три туалета, два исламских («очко»), один английский (для иностранцев может?)
Правда, в туалете вскоре вода кончилась, в том числе для смыва. Стюард сказал: "Sorry, finish water" - кончилась вода. Ничего, что весь вагон продолжает писать и какать? Ну не заправили водой в Язде, ну не успели, поезд же опаздывает...
Об иранских туалетах отдельно ниже расскажу!
На вокзале строгий дядя в микрофон объявляет о прибытии/отправлении. Конечно же, только на иранском. Чтобы не пропустить свой поезд, который опаздывал уже на 1,5 часа, я периодически подходил к нему, он пытался объяснить, что жди, ещё едет твой поезд, понимаешь? Пока не приехал, опаздывает уже на 1,5 часа, ну а что такого? Он еще на час опоздает! Находись, говорит, поблизости, я тебе махну.
Окей, мы тусим неподалеку.
Весь диалог происходил на Ирано-жестикуляционном языке. Английский здесь не знают.
Это Язд - город с древней историей, немаленький город, полмиллиона жителей, расположен в глубине страны, и нет здесь никакого английского ни у кого. За небольшим исключением - немного знают в некоторых отелях и торговцы в центре.
Кстати, на платформу выпускают только за 5 минут до прибытия поезда, но сначала проверят твой билет.
У поездов есть расписание, но оно чуть-чуть нарушается, часика на 2-3 поезд опоздает, это нормально.
На вокзале много пассажиров, суета, вспомнилось детство, конец восьмидесятых.
Мы ехали из города Язд в Бандер-Аббас. Расстояние около 650 км. Поезд ночной. В пути 10 часов. Билет ~1200р/чел. в 4х местном купе с питанием.
САМОЛЕТ
Самолеты внутренних авиалиний, в частности авиакомпании Qeshm Air, это старые машины кипрских или греческих авиалиний.
Настолько старые, что карман кресла впереди оборван и болтается. Столики конкретно царапанные со сколами. При взлете я думал, а с двигателями и оборудованием такая же ситуация?))
Ну, ничего, долетели. С острова Кешм в Тегеран 1200 км, 2 часа лету. Билет 2500₽/чел.
Местные хвалят эту авиакомпанию, поэтому купили нам билеты именно на Qeshm Air. Вылет был четко по расписанию, сервис нормальный.
Замечу, что на международных линиях а/к Mahan Air, например, самолёты приличные.
СКОРОСТНОЙ ПАРОМ
Из Бандер-Аббаса до острова Кешм добирались на пароме. Его скорость ~50 км/ч. В пути около 40 минут. Цена ~250 р/чел. Комфортно. Быстро.
На похожем в Тае ездили из Самуи в Сураттхани.
ТАКСИ
Такси - это мафия. Если они видят "бледнолицего" иностранца, заряжают космическую цену. Торгуются, но оочень сложно. Договариваешься на одну цену, а по прибытии «гады» могут ее легко увеличить. Возникали конфликтные ситуации. Обязательно наличку иметь без сдачи.
Оптимально, чтобы в отеле тебе вызвали такси. Администратор, скорее всего, вызовет своего знакомого, родственника, это, по крайней мере, надежный вариант с точки зрения цены, таксист не изменит ее по приезду.
У иранцев есть такой ритуал. Корнями уходит в древние времена. Когда им предлагаешь деньги, в том числе оплату за товар/услугу, принято отказаться два раза, а на третий принять. Хорошо проявлен у людей старшего поколения.
Так вот, один такой таксист попался, я даю ему деньги, а он машет рукой, отворачивается, типа, не надо, а я держу в руке риалы, он снова машет, типа не-не-не, но, затем принял. Необычно и немного забавно смотрится))
МЕТРО
В метро первый и последний вагоны для женщин. Мужчинам туда вход воспрещен.
В остальных вагонах ездят мужчины. Некоторые общие вагоны имеют выделенную зону, где может ехать пара, семья.
Метро в Тегеране не маленькое, состоит из 7 веток. Из одного конца столицы в другой ехать более часа. Как в Москве.
Мы зашли в метро. Все на фарси, некоторые фразы дублируются на английском. Подьехал поезд, почти битком. Мы заходим, а нам мужик что-то говорит на своем. Я переспрашиваю на английском, что он имеет ввиду. А он продолжает на фарси. Непонятно.
Зашли в вагон, поезд поехал. Понимаю, что на нас все смотрят. И понимаю, в вагоне одни мужики, мы "затащились" в мужской вагон. Хахаха!
Неее, в другой вагон не пойдем. И здесь нормально доедем несколько остановок. Таскаться только с чемоданами.
Отмечу, что иранцы не пялятся нагло. Если ты встречаешься взглядом, то они отводят глаза, и в них нет агрессии.
ДЕНЬГИ
Местная валюта риалы. НО! Интересная и важная особенность. Почти все цены указаны в "туманах". «Туман» - это сумма на один нолик меньше, чем в риалах.
Например. Собираемся на дайвинг. Сколько стоит? Восемьсот. Это значит 800 "туманов", то есть приготовить нужно 8.000 риалов. В десять раз больше. Я всегда уточнял, в "туманах" или в риалах цена.
Банковские карты, как писал выше, не работают. Только карты иранских банков, которые выпускаются только для резидентов. В ходу наличка, 99% всех операций по налу.
Познакомились на острове Кешм с семьей из Тегерана. Они приехали сюда отдохнуть и "пошопиться".
Остров Кешм - правительственный эксперимент, безналоговая зона в Иране. Все товары здесь не облагаются ввозными таможенными пошлинами, НДСом. Многое дешевле, чем на материке.
Автомобили, техника, электроника существенно дороже на 20-50%, чем в РФ. Одежда, продукты питания и прочие товары внутреннего производства, услуги - дешевле.
Амир в автобизнесе, у него свой автосалон в Тегеране.
Спрашиваю, как предприниматели себя чувствуют и как внешнеэкономическую деятельность ведут, Иран отключен от SWIFTа?
В основном "кэшэм" рассчитываются, чемоданы с деньгами возят. Как у нас в 90х.
Либо регистрируют для этих целей юрлицо на Кипре, в Турции. Говорит, привыкли, не считают это проблемой.
Если понравилась статья, подпишитесь, чтобы не пропустить новые статьи!
Часть 2. Читать далее...
И еще сваял обзорный ролик про Иран
(3 мин.)
ЧАСТЬ 2. Зачем под юбкой джинсы?