Найти тему
Сергей Климентьев

«Страшный» Иран. Самостоятельное путешествие

Оглавление

«Вы летите в Тегеран по работе?" - полюбопытствовал сотрудник на регистрации во Внуково.

Я ответил, что мы туристы, страну хотим посмотреть.

Он не смог скрыть недоумение: «Три года работаю во Внуково. Вы первые, кто летит ТУДА как турист».

Так началось наше путешествие в Иран.

Маршрутный план путешествия
Маршрутный план путешествия

В самолёте на соседнем кресле иранец. Разговорились. Работает он в иранской нефтяной компании директором по развитию. Был удивлён и, одновременно, рад, что летим в Иран в качестве туристов. Мы для него гости.

Посоветовал достопримечательности, интересные места, дал свою визитку, сказал, что можем звонить в любое время, если что-то потребуется.

ВИЗА

Гражданам России туристическую визу можно получить по прилету. Визовый сбор 8000 р. на человека. Цена не "кислая", в 3 раза дороже Шенгена.

За неделю до вылета мы заполнили на сайте МВД Ирана специальную анкету. Благодаря этому, процедура получения в аэропорту заняла менее часа.

А тем, кто этого не сделал, придется задержаться на пограничном контроле от 2 до 4 часов, пока офицеры-пограничники проверят вас по своим базам.

Сразу при выходе из самолета женщины обязаны покрыть голову, надеть платок. Снять его можно только дома. Зачем это и что будет, если этого не сделать, расскажу ниже.

ЖИЛЬЁ

С жильем в Иране сложно. Просто приехать в отель и заселиться не получится - мест нет. Гостиницы переполнены. "Свободные места будут через неделю", - отвечали нам в гостиницах, куда мы приезжали без брони, на удачу.

Дело вовсе не в гигантском потоке туристов, нет. Отелей мало. Цены европейские и, даже, выше, а условия за те деньги значительно проще, мягко говоря.

Booking в стране не действует. Санкции. Есть местные агрегаторы, но оплатить можно лишь на некоторых и только иранской картой. А выдаются они исключительно резидентам Ирана.

Порядок бронирования гостиниц из России таков:

  • пишешь на емайл отеля запрос;
  • через сутки-двое тебе отвечают, подтверждают наличие или отсутствие мест, стоимость;
  • по приезду платишь наличкой.

Если планируешь переехать в другой регион, озаботиться бронью нужно минимум за двое, а лучше за трое суток.

Мы просили отельеров помочь найти и забронировать гостиницу в следующем городе. Они звонили своим партнёрам, договаривались за нас и находили неплохие варианты по цене/качеству.

ТЕГЕРАН

Столица Ирана. Находится на севере страны. Население официально 8,5 млн. чел. А по факту живет 20 млн. - со слов иранцев.

Иран - большая страна. Население 85 млн.

И протяженная, от столицы до юга страны лететь 2 часа на самолете.

ТРАНСПОРТ

Так получилось, что мы испробовали все возможные способы перемещения между городами: автобус, поезд, такси, самолёт и скоростной паром.

Движение в городах достаточно хаотичное. Светофоров мало, пешеходных переходов тоже. А если и есть "зебра", то уступать вам никто из водителей не будет. Перейти 6 полосное шоссе даже по зебре - это целое мероприятие - нервы пощекочешь!

Заснял момент, как школьники с учителем переходят дорогу.

Они возвращаются с экскурсии из ботанического сада.

АВТОБУС

Это самый дешёвый способ перемещения между городами. К примеру Тегеран-Кашан 150 км, в пути менее 2 часов, билет 180₽/чел.

Междугородный автобус Тегеран - Исфахан
Междугородный автобус Тегеран - Исфахан

За эти деньги автобус VIP класса: кожаные кресла с поясничной поддержкой, мультимедиа, wifi, туалет, питание ланч-бокс, напитки.

Дороги хорошие, как в городах, так и на междугородних шоссе.

ПОЕЗД

Мы ехали в купе. Купе комфортные - как у нас в самых новых вагонах. Постельное белье - одноразовые простыни, наволочки. Два стюарда (проводника) в белых рубашечках знают основные английские слова. Питание ланч-бокс, напитки включены.

Наш поезд прибыл в г. Бандер-Аббас. Это юг страны на Персидском заливе
Наш поезд прибыл в г. Бандер-Аббас. Это юг страны на Персидском заливе

В вагоне три туалета, два исламских («очко»), один английский (для иностранцев может?)

Правда, в туалете вскоре вода кончилась, в том числе для смыва. Стюард сказал: "Sorry, finish water" - кончилась вода. Ничего, что весь вагон продолжает писать и какать? Ну не заправили водой в Язде, ну не успели, поезд же опаздывает...

Об иранских туалетах отдельно ниже расскажу!

На вокзале строгий дядя в микрофон объявляет о прибытии/отправлении. Конечно же, только на иранском. Чтобы не пропустить свой поезд, который опаздывал уже на 1,5 часа, я периодически подходил к нему, он пытался объяснить, что жди, ещё едет твой поезд, понимаешь? Пока не приехал, опаздывает уже на 1,5 часа, ну а что такого? Он еще на час опоздает! Находись, говорит, поблизости, я тебе махну.

Окей, мы тусим неподалеку.

Весь диалог происходил на Ирано-жестикуляционном языке. Английский здесь не знают.

Это Язд - город с древней историей, немаленький город, полмиллиона жителей, расположен в глубине страны, и нет здесь никакого английского ни у кого. За небольшим исключением - немного знают в некоторых отелях и торговцы в центре.

Железнодорожный вокзал. Город Язд
Железнодорожный вокзал. Город Язд

Кстати, на платформу выпускают только за 5 минут до прибытия поезда, но сначала проверят твой билет.

У поездов есть расписание, но оно чуть-чуть нарушается, часика на 2-3 поезд опоздает, это нормально.

На вокзале много пассажиров, суета, вспомнилось детство, конец восьмидесятых.

Мы ехали из города Язд в Бандер-Аббас. Расстояние около 650 км. Поезд ночной. В пути 10 часов. Билет ~1200р/чел. в 4х местном купе с питанием.

САМОЛЕТ

Самолеты внутренних авиалиний, в частности авиакомпании Qeshm Air, это старые машины кипрских или греческих авиалиний.

Qeshm Air. Считается хорошей авиакомпанией среди местных
Qeshm Air. Считается хорошей авиакомпанией среди местных

Настолько старые, что карман кресла впереди оборван и болтается. Столики конкретно царапанные со сколами. При взлете я думал, а с двигателями и оборудованием такая же ситуация?))

Ну, ничего, долетели. С острова Кешм в Тегеран 1200 км, 2 часа лету. Билет 2500₽/чел.

Местные хвалят эту авиакомпанию, поэтому купили нам билеты именно на Qeshm Air. Вылет был четко по расписанию, сервис нормальный.

Замечу, что на международных линиях а/к Mahan Air, например, самолёты приличные.

Мужская и женская молельные комнаты в аэропорту
Мужская и женская молельные комнаты в аэропорту

СКОРОСТНОЙ ПАРОМ

Из Бандер-Аббаса до острова Кешм добирались на пароме. Его скорость ~50 км/ч. В пути около 40 минут. Цена ~250 р/чел. Комфортно. Быстро.

На похожем в Тае ездили из Самуи в Сураттхани.

ТАКСИ

Такси - это мафия. Если они видят "бледнолицего" иностранца, заряжают космическую цену. Торгуются, но оочень сложно. Договариваешься на одну цену, а по прибытии «гады» могут ее легко увеличить. Возникали конфликтные ситуации. Обязательно наличку иметь без сдачи.

Оптимально, чтобы в отеле тебе вызвали такси. Администратор, скорее всего, вызовет своего знакомого, родственника, это, по крайней мере, надежный вариант с точки зрения цены, таксист не изменит ее по приезду.

У иранцев есть такой ритуал. Корнями уходит в древние времена. Когда им предлагаешь деньги, в том числе оплату за товар/услугу, принято отказаться два раза, а на третий принять. Хорошо проявлен у людей старшего поколения.

Так вот, один такой таксист попался, я даю ему деньги, а он машет рукой, отворачивается, типа, не надо, а я держу в руке риалы, он снова машет, типа не-не-не, но, затем принял. Необычно и немного забавно смотрится))

МЕТРО

Метро в Тегеране. Станция "Имам Хомейни", красная ветка
Метро в Тегеране. Станция "Имам Хомейни", красная ветка

В метро первый и последний вагоны для женщин. Мужчинам туда вход воспрещен.

Женский вагон в метро
Женский вагон в метро

В остальных вагонах ездят мужчины. Некоторые общие вагоны имеют выделенную зону, где может ехать пара, семья.

Метро в Тегеране не маленькое, состоит из 7 веток. Из одного конца столицы в другой ехать более часа. Как в Москве.

Карта метро Тегерана
Карта метро Тегерана

Мы зашли в метро. Все на фарси, некоторые фразы дублируются на английском. Подьехал поезд, почти битком. Мы заходим, а нам мужик что-то говорит на своем. Я переспрашиваю на английском, что он имеет ввиду. А он продолжает на фарси. Непонятно.

Зашли в вагон, поезд поехал. Понимаю, что на нас все смотрят. И понимаю, в вагоне одни мужики, мы "затащились" в мужской вагон. Хахаха!

Неее, в другой вагон не пойдем. И здесь нормально доедем несколько остановок. Таскаться только с чемоданами.

Отмечу, что иранцы не пялятся нагло. Если ты встречаешься взглядом, то они отводят глаза, и в них нет агрессии.

ДЕНЬГИ

Местная валюта риалы. НО! Интересная и важная особенность. Почти все цены указаны в "туманах". «Туман» - это сумма на один нолик меньше, чем в риалах.

Например. Собираемся на дайвинг. Сколько стоит? Восемьсот. Это значит 800 "туманов", то есть приготовить нужно 8.000 риалов. В десять раз больше. Я всегда уточнял, в "туманах" или в риалах цена.

Банковские карты, как писал выше, не работают. Только карты иранских банков, которые выпускаются только для резидентов. В ходу наличка, 99% всех операций по налу.

Познакомились на острове Кешм с семьей из Тегерана. Они приехали сюда отдохнуть и "пошопиться".

Остров Кешм - правительственный эксперимент, безналоговая зона в Иране. Все товары здесь не облагаются ввозными таможенными пошлинами, НДСом. Многое дешевле, чем на материке.

Автомобили, техника, электроника существенно дороже на 20-50%, чем в РФ. Одежда, продукты питания и прочие товары внутреннего производства, услуги - дешевле.

На Персидском заливе
На Персидском заливе

Амир в автобизнесе, у него свой автосалон в Тегеране.

Спрашиваю, как предприниматели себя чувствуют и как внешнеэкономическую деятельность ведут, Иран отключен от SWIFTа?

В основном "кэшэм" рассчитываются, чемоданы с деньгами возят. Как у нас в 90х.

Либо регистрируют для этих целей юрлицо на Кипре, в Турции. Говорит, привыкли, не считают это проблемой.

Если понравилась статья, подпишитесь, чтобы не пропустить новые статьи!

Часть 2. Читать далее...

И еще сваял обзорный ролик про Иран

(3 мин.)

ЧАСТЬ 2. Зачем под юбкой джинсы?

Читать далее...