Компетентные эксперты называли тонтон-макутами военизированное формирование, которое было силовой и политической опорой диктатора Франсуа Дювалье, ставшего лидером Гаити в 1957 году. Диктатор наделил своих подчиненных широкими полномочиями- они соединяли в себе функции полиции, государственной
безопасности, политической организации. Они являлись элитой местного общества. Попасть в ряды тонтон-макутов считалось весьма престижным и весьма выгодным- ведь власти закрывали глаза на то, что бойцы беззастенчиво облагали данью бизнесменов и банкиров.
Папа Док
Что касается самого термина «тонтон-макуты», то он происходит от старинного креольского мифа о некоем дяде (по-креольски Тonton), который похищает и наказывает непослушных детей, запихивая их в мешок (Маcoute), a затем съедает малышей со всеми потрохами.
Прямой перевод термина с креольского языка звучит как «Дядюшка с джутовым мешком».
До зубов вооруженные «дядюшки» проливали кровь соотечественников, без сожаления и колебаний устраняя всех неугодных режиму Дювалье. В ход шли огнестрельное оружие, ножи, удавки и прочие средства. Против врагов режима они активно применяли похищения и пытки.
Для укрепления духа сотрудники элитного подразделения широко практиковали мистические ритуалы древнего культа вуду. Публикации в прессе постоянно распространяли идею о непобедимости тонтон-макутов, их неуязвимости и сверхчеловеческих возможностях.
Сам Дювалье считал, что основным качеством элитных служак должны быть безоговорочная преданность и четкое исполнение поступавших свыше приказов. Выступая перед бойцами, Дювалье(которого называли Папа Док) говорил:
"Вы должны внушать населению идею неотвратимости наказания всем нарушителям установленных в нашем государстве законов. А еще сознавать, что любая жестокость по отношению к смутьянам и мерзавцам оправдана. Я лично даю вам индульгенцию на применение самых жестких мер."
Получив такой подарок от властителя Гаити, тонтон-макуты искореняли политическую оппозицию, независимых журналистов и всех несогласных с политикой режима.
Преданность и верность
Инициатором создания личной элитной гвардии стал сам президент Гаити Франсуа Дювалье, пришедший к власти в октябре 1957 года. Он произносил перед толпой пламенные речи, в которых обещал определенные привилегии для негритянского населения и тонко использовал его ненависть к мулатской элите, сформировавшейся за десятилетия.
Уже в первые месяцы правления Дювалье столкнулся с мощной, хорошо организованной и очень жесткой оппозицией. Военная элита организовала заговор, целью которого было свержение Папы Дока. Высшие офицеры планировали физическое устранение Дювалье и его ближайшего окружения.
Но президенту удалось привлечь на свою сторону воинские части, возглавляемые полковником Клеманом Барбо. Тот жестоко подавил мятеж, чем сразу же заслужил доверие президента.
Вызвав Барбо в президентский кабинет, Дювалье заявил:
Я убедился в том, что армия и полиция ненадежны и не могут служить опорой существующей власти. Это создает крайне опасные для государства прецеденты. Мне известны настроения нынешней военной элиты. Она лелеет надежды свергнуть меня, чего нельзя допустить. Вы проявили себя как мой верный сторонник, поэтому я принял решение поручить Вам создать военные формирования из идейно мотивированных добровольцев, лично преданных президенту.
Барбо рьяно взялся за дело и начал набирать новую гвардию из негритянской молодежи.
Предпочтение отдавалось юношам из городских низов, которым Барбо обещал невиданные перспективы для карьерного роста. Командирами новых подразделений Барбо назначал только проверенных сторонников Дювалье.
Подчинялись тонтон-макуты лично президенту. Они сразу же взяли на себя функции силовых структур, оттеснив прежнюю армию и полицию. Главной задачей бойцов являлось уничтожение реальной и потенциальной оппозици. Кроме того, тонтон-макуты обеспечивали личную безопасность Франсуа Дювалье.