Найти в Дзене

Что такое BRT?

Или дешёвый скоростной транспорт без СМС и регистрации Как мы уже не раз писали, общественный транспорт - самый эффективный способ борьбы с пробками. Крупным городам как воздух нужны его скоростные варианты. Далеко не у всех есть деньги на метрополитен, или тот же обособленный трамвай. Что же делать? Кажется, есть один хитрый выход из ситуации. Метробус! Не знали о таком? Можете представить смесь автобуса, и метро? Нет? Вот и я не могу, а она есть. Такие виды систем появились, и получили широкое распространение в южной Америке. Их английское название BRT (Bus Rapid Transport скоростной автобусный транспорт). Первым городом с необычным видом транспорта, стал бразильский Куритиба. У более чем миллионного города, не было средств на скоростные трамваи и метрополитен. Власти решились на отчаянный эксперимент, и сейчас их опыт копируют многие латино американские города, города африки, и даже китайские агломерации. Что это за чудо и как оно работает Принцип работы тот же, что и у других ско
Оглавление

Или дешёвый скоростной транспорт без СМС и регистрации

Как мы уже не раз писали, общественный транспорт - самый эффективный способ борьбы с пробками. Крупным городам как воздух нужны его скоростные варианты. Далеко не у всех есть деньги на метрополитен, или тот же обособленный трамвай. Что же делать? Кажется, есть один хитрый выход из ситуации.

Метробус! Не знали о таком?

Можете представить смесь автобуса, и метро? Нет? Вот и я не могу, а она есть. Такие виды систем появились, и получили широкое распространение в южной Америке. Их английское название BRT (Bus Rapid Transport скоростной автобусный транспорт). Первым городом с необычным видом транспорта, стал бразильский Куритиба. У более чем миллионного города, не было средств на скоростные трамваи и метрополитен. Власти решились на отчаянный эксперимент, и сейчас их опыт копируют многие латино американские города, города африки, и даже китайские агломерации.

Схема, и принцип действия BRT  мало отличается от метрополитена.
Схема, и принцип действия BRT мало отличается от метрополитена.

Что это за чудо и как оно работает

Принцип работы тот же, что и у других скоростных видов транспорта.

  • Отделение от трафика ( автобус не пересекается с остальным движением )
  • Малые интервалы
  • Вместимый подвижной состав (чаще всего особо длинные автобусы, сделанные на заказ для системы)
  • Способность быстрой посадки и высадки большого количества пассажиров
  • Пересадочная модель ( как и в метро есть станции пересадки в место множества маршрутов)

Самая масштабная система называется Transmilenio, и является основой транспорта Боготы (столица Колумбии с населением более 7 миллионов). На рубеже веков, выборы мэра выиграл реформатор Энри́ке Пеньяло́са. Этот человек - легенда урбанистики, и о нём нужно будет написать отдельную статью. В крации, его срок полномочий ограничивался тремя годами, и нужно было быстро, и эффективно решить транспортную проблему. Было решено масштабировать опыт соседской Бразилии в области метробусов. Что получилось?

Город в считанные годы получил быстрый и эффективный вид транспорта, такую же схему метро, они бы строили десятилетиями.
Успех обуславливался новшествами, увеличившими провозную способность системы. Например, станции BRT, больше всего напоминали именно метрополитен, а это турникеты, посадка в один уровень, а так же двери автобуса открывались синхронно с дверями на станции.

-2

Чем же BRT так хорош?

Во первых это цена. Строительство такого вида транспорта , особенно при наличии широких городских улиц, в разы быстрее сооружения трамвайной линии, а метро и подавно в десятки раз дороже. Именно по этому системы BRT можно встретить в Африке и латинской Америке.

Строительство метро стоило бы нам примерно 200 миллионов долларов за километр. А эта система стоила не выше 10 миллионов. Если говорить про операционные расходы, то они настолько малы, что Transmilenio даже приносит прибыль.
Энрике Пеньялоса

Во вторых скорость строительства. Строительство метрополитена, связанно с такими инженерными вопросами как: проходка тоннелей, сооружение станционных комплексов, геодезические изыскания, проблемами грунтовых вод, ну и археологами, которые то и дело наткнувшись на древние артефакты останавливают стройку для проведения раскопок. Строительство скоростного трамвая, да и трамвая вообще, так же связанно с перекладкой коммуникаций, укладкой не дешевого полотна, и многими проблемами, которые не возникают при строительстве обычной дороги.

Всё что нужно для метробуса - забрать у автомобилистов 2 - 4 полосы, и соорудить небольшие станции, и эстакады. Ну и заказать соответствующий автобусный парк. На это уходит меньшее количество времени.

Поэтому, если городу нужен скоростной транспорт, а денег не так много, то метрополитен - далеко не единственный выход.

Почему же весь остальной мир предпочитает трамваи и метро? Может что то не так?

Не бывает чудес. Лучше и дешевле - это чаще всего только второе. Так что поговорим про минусы.

  • У системы есть предел.
    Рельсовый транспорт может идти так сказать ноздря в ноздрю, снижая интервалы между поездами или трамваями до минимума. У автобусов такой минимум наступает быстрее. Плюс не получится прицепить к автобусу дополнительный вагон, а с трамваями и метро такая опция чаще всего имеется. В той же Боготе система забита под завязку, и город начал строить так же и другие виды скоростного транспорта.
  • Более низкая провозная способность. Каким бы не был длинным, и вместительным автобус - всё равно до скоростных трамваев, и составов метро ему далеко. А если прибавить к малой вместимости минусы изложенные выше, то становится понятно. Метробус в лучшем случае чуть догоняет легкорельсовый транспорт по провозной способности.
  • Экологичность Да, есть подобные троллейбусные системы, но чаще это автобус. Автобус это углеродный след. Так что, если не хотите проблем с 16 ти летней психопаткой, и атмосферой в городе, то лучше инвестировать в трамвай.
  • Ненадёжность и экзотичность Автобусы ломаются и выходят из строя чаще, чем их электрические собратья. И если аварийная остановка на обычном маршруте, не останавливает следующий транспорт, то тут неисправность одного, блокирует всю линию. Стоит учесть, что автобусы в таких системах используют мягко говоря "по полной". И их износ, как бы то не было, более быстрый. Есть так же проблема закупки подвижного состава, чаще всего такая техника делается на заказ, именно для конкретной системы. А разработка, создание, а так же содержание такого экзотического транспорта, тоже дело затратное.
Как видите метробусу далеко до метро и скоростного трамвая
Как видите метробусу далеко до метро и скоростного трамвая

Остановка движения из за аварии в Боготе
Остановка движения из за аварии в Боготе

А что делать у нас? Строить метробус или нет?

Тут дело каждого города. Если есть желание сделать скоростной транспорт, а спрос и деньги не позволяют строить скоростной трамвай, то почему бы и нет. Это был бы очень интересный опыт для стран СНГ. На данный момент ведуться разговоры про создание BRT в Уфе и Казани. Поживём увидим. Однако никто не мешает перенять плюсы метробуса для обычных городских маршрутов. Например, обособить выделенки для общественного транспорта, делать маршрутную сеть по пересадочной модели, закупать низкопольные автобусы, и наконец избавиться от остановочных карманов, которые задерживают посадку и высадку пассажиров. Это относительно не дорогой способ значительно улучшить работу автобуса. Похожие мысли я уже писал о Минске. Надеюсь, что всё большее количество городов в СНГ начнут инвестировать в общественный транспорт. Тогда города станут уютнее и эффективнее.

Спасибо, что прочитали до конца.
Постоянным читателям и подписчикам отдельный респект!

ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ

Ваш лайк и комментарий, продвигает статью в ленте Яндекса!

Канал в Телеграм: https://t.me/BY_Urbanism

Группа в ВК: https://vk.com/by_urbanizm

Твиттер: https://twitter.com/Zodchij2084