Найти тему
Про Космос

Почему российская космическая промышленность выглядит конкурентоспособней американской? Часть 2

Источник изображения: Роскосмос
Источник изображения: Роскосмос

Во второй части нашей статьи мы сравним стоимости разработок космической промышленности, заглянем в лицо реальным фактам и также посмотрим, почему же на сегодняшний день российские космические аппараты выглядят перспективнее и конкурентоспособнее американских.

Космический корабль "Союз МС" (источник: google)
Космический корабль "Союз МС" (источник: google)

Стоимость проектов

Безусловно, вторым по значимости после надежности должна быть стоимость всех разработок и будущих стартов. Если экономическая составляющая не соответствует реалиям мирового рынка, то целесообразность всей космической программы страны можно поставить под сомнение. И здесь очень важным фактором является мотивация, заставляющая руководство принимать то или иное решение.

Слева-направо: руководители NASA (Джим Брайденстайн) и Роскосмоса (Дмитрий Рогозин) (источник: google)
Слева-направо: руководители NASA (Джим Брайденстайн) и Роскосмоса (Дмитрий Рогозин) (источник: google)

Если посмотреть на США, то складывается впечатление, что их мотивационной идеей является показное лидерство в космосе, несмотря ни на какие финансовые трудности. В программу пилотируемого космоса NASA вложило уже просто колоссальные деньги. Только порядка семи миллиардов долларов было распределено между SpaceX и Boeing для постройки будущих космических кораблей. При этом распределение было неравномерным и далеко не в пользу компании Илона Маска. Первый пилотируемый полет обе организации должны были совершить еще в 2017 году, но на тот момент и SpaceX, и Boeing были еще очень далеки от завершения. NASA на тот момент решило, что лучшим решением проблемы будет дополнительное финансирование Boeing. Неудачный тестовый беспилотный запуск Starliner 20 декабря прошлого года показал, насколько корабль еще далек от идеала.

Приземление космического корабля Starliner 22 декабря 2019 года (источник: NASA)
Приземление космического корабля Starliner 22 декабря 2019 года (источник: NASA)

Но особо интересным в этом вопросе выглядит стоимость запуска одного астронавта к МКС. У именуемого будущим американской космонавтики Starliner’а цифра предварительно составляет откровенно неприличные 90-100 миллионов долларов. SpaceX закладывает на аналогичную операцию 55-65 миллионов долларов. Стоит понимать, что эти стоимости пока примерные и, вероятно, вырастут в будущем.

Космический корабль Crew Dragon (источник: SpaceX)
Космический корабль Crew Dragon (источник: SpaceX)

Сейчас за каждого отправленного на «Союзе» американского астронавта США платит России порядка 86 миллионов долларов. То есть Starliner сразу оказывается экономически нецелесообразным, не говоря уже о его надежности. У Crew Dragon есть шансы иметь сопоставимый ценник с запусками на «Союзах». Но, надо понимать, что стоимость запуска наших космонавтов на отечественных кораблях еще ниже заявленных цифр. Недаром лидер российской космической корпорации Дмитрий Рогозин в конце декабря заявил, что стоимость отправки США своих астронавтов на МКС на российских кораблях даже после возобновления американской пилотируемой программы будет обходиться NASA дешевле. Наработанные годами советско-российские разработки безусловно еще долгое время будут дешевле американских.

Сборка сверхтяжелой ракеты SLS (источник: NASA)
Сборка сверхтяжелой ракеты SLS (источник: NASA)

Особняком стоят ракеты сверхтяжелого класса, среди которых можно выделить единственную эксплуатируемую на сегодняшний день Falcon Heavy от компании SpaceX, разрабатываемые SLS от Boeing и отечественный «Енисей». Сроками запуска SLS называют 2021 год, а «Енисея» - 2028 год. Стоимость одного запуска Falcon Heavy на сегодняшний день составляет от 90 до 150 миллионов долларов в зависимости от конфигурации ракеты. При этом разработка компании Илона Маска имеет возможность повторного использования первой ступени. Экономическая целесообразность такого подхода объясняется достаточно дорогостоящим созданием ракетных двигателей. Российская космическая промышленность такой проблемы не испытывает, поэтому использование одноразовых ракет вполне обосновано.

Ракета Falcon Heavy (источник: SpaceX)
Ракета Falcon Heavy (источник: SpaceX)

Ракета-носитель SLS корпорации Boeing является одноразовой, что при общей стоимости ракеты в миллиард долларов выглядит, как минимум недальновидно. Об этом же высказывались и Илон Маск, и Дмитрий Рогозин. А ведь именно на SLS делает акцент Американское космическое агентство в своих будущих проектах. Не ждет ли нас аналогичная со Space Shuttle ситуация?

Логотип американской космической программы "Артемида" (источник: NASA)
Логотип американской космической программы "Артемида" (источник: NASA)

Позднее всех из указанной тройки в космическое пространство должна быть запущена российская ракета «Енисей». Ее первый старт запланирован на 2028 год. Оценить стоимость запуска, а также серийной ракеты пока достаточно тяжело, но самым мощный разрабатываемый двигатель РД-171МВ, который будет находиться в основе, наверняка будет дешевле своих ближайших конкурентов. По заявлениям Дмитрия Рогозина, «Енисей» будет значительно дешевле SLS и, вероятно, сопоставим по цене или дешевле Falcon Heavy.

Запуск сверхтяжелой Falcon Heavy (источник: SpaceX)
Запуск сверхтяжелой Falcon Heavy (источник: SpaceX)

Огромным плюсом российского сверхтяжа, так же как и разрабатываемых «Ангары» и «Союза 5»/«Союза 6», являются модульность их конструкции, а, следовательно, универсальность использования. Такая особенность конструкции позволит в будущем существенно удешевить всю российскую космическую промышленность. Правда во всех плюсах не может обойтись без минусов. Самым главным недостатком разрабатываемого «Енисея» называют, в первую очередь, отсутствие полезных нагрузок и задач для ракеты на сегодняшний день. Вероятно, сверхтяж будет использован в готовящейся российской лунной программе.

Ракетный двигатель РД-180 по-прежнему используется американской космонавтикой (источник: google)
Ракетный двигатель РД-180 по-прежнему используется американской космонавтикой (источник: google)

Даже с учетом всех российских недостатков отечественная промышленность выглядит в недалеком будущем более перспективной и конкурентоспособной, чем ее американская «коллега».

Источник изображения: Роскосмос
Источник изображения: Роскосмос
В первой части мы говорили о пилотируемых космических аппаратах России и США.
В третьей заключительной части поговорим о перспективах космических программ обеих держав.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самые интересные новости космоса