Найти тему
ПАНТОГРАФ

Транспорт моего детства

Так уж сложилось, что практически с самого рождения до 12 лет мне посчастливилось прожить в Закарпатской области Украины, расположенной среди великолепных Карпатских гор с горными речками, населенными более нигде не встречающимися гуцулами, играющими на своих замечательных трембитах. Сначала я в самом раннем детстве проживал в маленьком городке Свалява, а чуть позднее во втором по величине населенном пункте области – Мукачево, известном в советские времена на весь Союз своими лыжами и клюшками.

Последняя секция электропоезда СР3, дата съемки 19.09.2009 г., на тот момент сохранялась в депо Мукачево для одного из музеев Украины. Дальнейшая судьба мне неизвестна. На таких "электричках" я ездил в детстве в этот западноукраинском крае
Последняя секция электропоезда СР3, дата съемки 19.09.2009 г., на тот момент сохранялась в депо Мукачево для одного из музеев Украины. Дальнейшая судьба мне неизвестна. На таких "электричках" я ездил в детстве в этот западноукраинском крае

В Сваляве городской транспорт отсутствовал. Но это не значит, что город был ничем не примечательным для любителей транспорта. Имелась железнодорожная станция с небольшим вокзалом, откуда открывался вид на горные вершины. В Сваляве останавливались пригородные электропоезда и скорый поезд Москва – Прага, на котором я часто ездил в Центральную Россию. Сам же я иногда с отцом забирался на вершину гор и оттуда открывалась великолепная панорама городка, окрестных сел, железнодорожной станции и линии, но уменьшенная, приблизительно соответствующая типоразмеру N.

Вокзал станции Свалява, 19.08.2011 года
Вокзал станции Свалява, 19.08.2011 года

Мукачево было более крупным городом (население более 60 тыс. чел.), где уже был городской транспорт, представленный автобусом. Кроме того, имелся крупный автомобильный и железнодорожный вокзалы. На последнем делали остановку все проходящие через город скорые поезда, следовавшие в основном из Москвы в страны Восточной Европы.

По пути из Свалявы в Мукачево, 19.08.2011 года
По пути из Свалявы в Мукачево, 19.08.2011 года

Автобусный парк Карпат был стандартным для того времени. Областной центр – Ужгород – также имел автобусное сообщение. В городе было свыше 10 маршрутов. Парк городских машин был представлен отечественными ЛиАЗ–677, венгерскими «Икарусами–260» и «280». При этом Ужгород был единственным городом области, где были городские «Икарусы», тем более сочлененные. В Мукачево городское движение обеспечивали исключительно ЛиаЗ–677. Они были в большинстве своем окрашены в желто-оранжевый цвет (светло-оранжевый), хотя не обходилось и без исключений, и имели круглые задние огни. Так на втором и пятом маршрутах можно было встретить голубые автобусы с полосами белого цвета. В 1986-м или в 1987 году в город поступила партия из новых ЛиАЗ–677 с прямоугольными задними огнями и окрашенные в красный цвет с белыми полосами по кузову. В разные годы действовали следующие городские линии: 2, 3, 5, 7, 9, 10, 17, 18. Разумеется, было и несколько других маршрутов, но они мне не запомнились. Автобус 18-го маршрута проходил по улице, носившей гордое по тем временам наименование Карла Маркса (естественно, после распада Советского Союза улица получила иное наименование), недалеко от моего дома. На автобусах этого маршрута я нередко ездил в школу и обратно (помню как дверью мне зажало ногу и я еле-еле выбрался наружу), а иногда в центр города. Проходил этот маршрут от центра города (ул. Пушкина) до западной окраины на улицу Тимирязева. Несколько позднее эта линия стала обозначаться 17-й, а в последний год моего пребывания в Мукачеве стала третьей. В квартал имени 50-летия Октября иногда ездил на автобусах 7-го маршрута. От вокзала туда ходила еще «девятка». При этом достаточно непродолжительное время 9-й маршрут также проходил невдалеке от моего дома по улицам Карла Маркса и Льва Толстого.

Еще одна достопримечательность Мукачева – совмещенное депо локомотивов и электропоездов. На его балансе были маневровые ЧМЭ3, возможно тепловозы М62 (или 2М62), электровозы ВЛ11(и, вероятно, ВЛ10У), и, наконец, самое притягательное – семивагонные, составленные из двух секций, электропоезда серии СР3 с квадратным передком и дверьми, которые открывались вручную самими пассажирами. Вспоминается довольно неприхотливая, даже аскетичная, обстановка салона, деревянные и от того не такие бездушные лавки. Иногда, а именно, раза два в день, в Мукачево «приходила цивилизация». Утром из Львова прибывал электропоезд ЭР2Т (или ЭР2Р) с автоматическими открывающимися дверями, который хотя бы этим внушал к себе уважение. Приблизительно в пять вечера этот чудо-электропоезд возвращался назад в столицу Галиции. Кроме того, где-то в 11-12 часов дня через Мукачево пролегал маршрут еще одной «транскарпатской» электрички, которая следовала кольцевым маршрутом: Львов – Мукачево – Чоп – Ужгород – Львов это также была ЭР2Р (ЭР2Т). Ближе к моему окончательному отъезду из города в депо Мукачево появился первый электропоезд с дверями, которые открываются автоматически – «круглоголовый» красавец ЭР2, работавший на линии Мукачево – Ужгород. На нем я провожал своего отца в Чехословакию, на нем сам ехал до Чопа, когда пришлось покинуть вслед за отцом Закарпатье.

Электропоезд ЭР2-1005 по маршруту Лавочне - Мукачево. Электропоезд на момент съемки приписан в РПЧ Львов, участок Мукачево, 19.08.2011 года
Электропоезд ЭР2-1005 по маршруту Лавочне - Мукачево. Электропоезд на момент съемки приписан в РПЧ Львов, участок Мукачево, 19.08.2011 года

Вообще все мукачевские СР3 были семивагонными, составленными из двух секций по четыре и три вагона каждая с кабинами по краям секций. Промежуточные вагоны имели по два пантографа и были моторными. Депо Мукачева обслуживало все Закарпатье. От мукачевского вокзала электропоезда шли на северо-восток до Лавочне, на северо-запад – до Ужгорода через Чоп и далее через Перечин до границы со Львовской областью.

А еще в минутах тридцати езды на электричке располагалась приграничная станция Чоп. До самого Мукачева (до товарной станции) шла европейская колея на которой работали наши тепловозы М62. А от самой границы до Мукачева и Ужгорода располагались бесчисленные перегрузочные пункты. Все транзитные грузы шли через город моего детства. Так, что нередко приходилось видеть поезда, груженные чешскими трамваями «Татра» Т–3, Т–3М, КТ–4СУ, троллейбусами «Шкода» моделей «14Тр» и «15Тр», венгерскими (по восточно-европейски «мадьярскими») автобусами «Икарус», грузовиками «Татра». Нередко шли составы, в состав которых входила импортируемая Советским Союзом железнодорожная техника: прицепные и головные вагоны венгерских дизель поездов Д1, пассажирские вагоны (особенно запомнились окрашенные в серебристый цвет), чешские электровозы ЧС7, ЧС8, маневровые тепловозы ЧМЭ3 и т.д.

Для любителей городских автобусов хочу заметить, что часть венгерских «Икарусов» перевозили на платформах советских железных дорог. Транзитом через Мукачево до пункта назначения они шли своим ходом, нередко задерживаясь в городе. В моей памяти остались несколько оранжевых «Икарусов–280», которые достаточно долго стояли на площадке недалеко от детской поликлиники. Вообще в те годы в Закарпатье можно было встретить ЛАЗ–4202, которые, например, обслуживали маршрут Мукачево – Ужгород, на межгороде попадались мягкие «Икарусы». В горных поселках и селах во всю «хозяйничали» юркие ПАЗ–672. Но, естественно, было немало ЛАЗ–695 и –697. В раннем детстве попадались и ставшие уже экзотикой ЛАЗ–695Е. Пару таких ведомственных машин еще в 1987 году часто стояли у здания русского драмтеатра. Было и международное сообщение. Так из Мукачево ходил мягкий «Икарус» до словацкого города Кощице. В июле 1987 года я покинул Закарпатье и поехал дальше на запад в Северную Моравию, а уже с 1990 года началось мое движение на восток, 1990 год я встретил в Словакии, а с 1991 года вернулся на "историческую родину".

Закарпатье мне удалось посетить дважды уже в зрелом возрасте - в 2009 и 2011 годах.

Это только часть моих воспоминаний. Были многочисленные поездки по железной дороги из Закарпатья и Чехословакии в центральную Россию, которые позволяли наблюдать как за железной дорогой, так и городским транспортом проезжавших населенных пунктов. Все это давало мне массу неизгладимых и полезных впечатлений.

ДДН. фото автора