Люк Бессон шёл к Голливуду 10 долгих лет. В Голливуде его заметили после того, как он снял два удачных криминальных триллера: «Никита» и «Леон». После чего ему доверили фантастический экшн «Пятый элемент» с Брюсом Уиллисом и Милой Йовович в главных ролях. Вышедший в 1997 году, «Пятый элемент» сразу стал заметной вехой в развитии как Бессонна-режиссёра, так и жанра голливудских фантастических мыльных опер в целом. И хотя сборы от проката фильма оказались немного ниже ожидаемых, в целом все признали, что Люку Бессону удалось снять выдающийся фантастический зрелищный боевик.
Но возникает вопрос: почему же ни сам Бессон, ни кто-либо ещё из голливудских режиссёров не стали снимать продолжение этого фильма? В самом деле, в Голливуде так не принято. Если какой-то фильм, тем более эпичный боевик были горячо приняты зрителем, обязательно снимаются продолжения. «Звёздные войны», «Терминатор», «Чужой», «Крепкий орешек» – вот лишь краткий перечень фильмов, которые дали старт целой серии продолжений. Голливуд выжимает из коммерчески удачной идеи всё до последней капли. Даже семейные фильмы, имеющие хорошие зрительские отзывы, получают продолжения («Трудный ребёнок», «Один дома» и т.д.). А тут такой «жирный» в плане идеи фильм Люка Бессона, а продолжения нет. Почему? Причин этому странному обстоятельству, видимо, несколько.
Когда «Пятый элемент» вышел на широкий экран, некоторые критики отметили достаточно упрощённо-схематичную сюжетную линию. Была какая-то рассогласованность между впечатляющими визуальными эффектами и очень упрощённым, почти детским сюжетом. Сам Бессон на это заявлял, что спецэффекты фильма не совсем соответствуют его видению, их сложность в производстве в 1997 году, де, ограничивала драматические возможности фильма. И частично причина, по которой он не стал снимать продолжение «Пятого элемента» заключается в том, что он хотел дождаться развития технологий, прежде чем браться за продолжение.
Вторая причина заключалась в кассе. «Пятый элемент» с его бюджетом в 90 миллионов долларов в 1997 году стал самым дорогим фильмом, снятым за пределами Голливуда. Но несмотря на то, что этот фильм побил мировые рекорды проката для своего времени, получив общие сборы в 263 миллиона долларов, прокат собственно в США оказался достаточно разочаровывающим – всего 63 миллиона долларов сборов. Для Голливуда это достаточно низкий показатель (по отношению к бюджету фильма) для принятия решения о запуске сиквела.
Как ни странно, одной из причин отсутствия продолжения стало то, что в «Пятом элементе» сюжет к концу фильма пришёл к своему логическому финалу. Корбен Даллас нашёл свою любовь и попутно спас планету, Лилу выполнила свою миссию полностью. Нет никаких незавершённых сюжетных линий, которые хотелось бы развивать далее. Конечно, Бессон нашёл бы способ дать этой паре новые задания в сиквеле. Но это было явно надуманным шагом. Когда Джон Макклейн (в исполнении того же Брюса Уиллиса) в финале «Крепкого орешка» уничтожает террористов, захвативших небоскреб, зритель хочет видеть продолжение его приключений. А когда зритель смотрит на обнимающегося в капсуле с Лилу Корбена Далласа, то у него нет мотива видеть продолжение. Что там может быть? Они станут вместе работать на такси и будут жить в тесной комнатушке Корбена? Или президент выделит им в качестве награды новый дом? Или… В общем, ничего особенно интересного. Ведь главный злодей «Пятого элемента» уничтожен. Бороться более не с кем.
Ещё одна причина – фактор старения. Когда Брюс Уиллис снялся в первом «Крепком орешке», ему было всего 33 года. Вышедшее через два года продолжение, и даже «Крепкий орешек-3» 1995 года использовали ещё его полную физическую форму. А в «Пятом элементе» ему было уже 42 года. И хотя Брюс Уиллис поддерживает себя физически, продолжение такого зрелищного боевика, в котором 50-летний актёр играет супермена и одновременно горячего любовника инопланетянки, смотрелось бы не очень привлекательно.
Все вышесказанное про возраст Брюса Уиллиса, разумеется, не имеет никакого отношения к Миле Йовович. Как показала серия фильмов «Обитель зла», Мила Йовович легко может перепрыгивать из сиквела в сиквел, не теряя форму. Однако в случае с возможным продолжением «Пятого элемента» случились «личные обстоятельства». Если Лилу влюбилась в Корбена Далласа, то исполнявшая её роль Мила Йовович влюбилась в режиссёра – Люка Бессона. Результатом этой любив стала их женитьба и создание такого как бы семейного исторического фильма 1999 года «Жанна д’Арк», провалившегося в прокате. Мила Йовович – девушка, приятная во всех отношениях – оказалась никудышной Орлеанской девой. Брак не выдержал такого испытания и они развелись. Какой уж тут новый совместный проект в виде продолжения «Пятого элемента»? Да и Бессон решил взять, так сказать, творческий отпуск, на целых шесть лет прекратив заниматься режиссурой и сосредоточившись на продюссировании фильмов и написании сценариев (самое известное его детище в этом направлении – франшиза «Такси»).
Остапа, как говорится, понесло. Люка Бессонна настолько захватила работа сценариста и продюсера, что даже если он и думал поначалу о продолжении «Пятого элемента», эта идея уходила всё больше в сферу приятных воспоминаний. И тут обнаружилась одна особенность Бессонна. С оной стороны, почти во всех его работах присутствовали длинноногие красавицы, ловко обращающиеся с оружием и знающие приёмы восточных единоборств. Это были, так сказать., вариации на его первую успешную знаковую работу «Никита». Даже последний его фильм – «Анна» (2019 год) – в котором Бессон выступил сразу в трёх амплуа (режиссёр, сценарист, продюсер), в своей первой части удивительно напоминает «Никиту» (правда примерно с середины сюжет приобретает оригинальные черты). Но при этом Бессон крайне неохотно прибегал к сиквелам. Самыми известными его сиквелами стали «Такси» и «Перевозчик». Но это было, наверное, единственные повторяющиеся творения Бессона. Судя по всему, Бессон, начиная фильм, делает его полностью законченным. Кроме того, Бессон не раз показывал, что ему интересны не только экшны, но и психологические драмы. Скажем, можно вспомнить «Быть Стэнли Кубриком» 2005 года с Джоном Малковичем в главной роли, который продюссировал Бессон. Короче говоря, для Бессонна «Пятый элемент» был не интересен драматически, а как сиквел представлял кучу сложностей – и по спецэффектам, и по актёрам.
Идея «Пятого элемента» посетила Люка Бессонна ещё во время учёбы в старших классах. И он даже написал целый роман-трилогию. Однако в итоге получился 126-минутный фильм, что говорит о том, что Бессон просто выкинул всё, что посчитал лишним. С одной стороны, это говорит о том, что возьмись Бессон за продолжение, материал у него был. Однако это говорит и о том, что этот материал Бессону был уже неинтересен. При этом, что очевидно, «Пятый элемент» содержит в себе гораздо больше, чем только история Корбена и Лилу. Есть нечто куда более эпичное – вселенная «Пятого элемента». В самом деле, Бессон создал совершенно завораживающий мир, который лишь слегка показан в «Пятом элементе». И если говорить о продолжении «Пятого элемента», то оно не обязательно должно быть с теми же самыми героями. В конце концов, когда в своё время была закончена франшиза «Гарри Поттер», то зрительский запрос на продолжение бы настолько высок, что создатели запустили как бы продолжение «Фантастические твари и где они обитают», в котором уже не было Поттера и его друзей, но был задействован тот же самый мир волшебников.
С этой точки зрения можно сказать, что через двадцать лет после создания «Пятого элемента» Люк Бессон все же снял его продолжение – фантастическую киноэпопею «Валериан и город тысячи планет». И хотя снята она была по сюжету старого французского комикса, при просмотре сложно отделаться от ощущения, что этот именно тот мир, в котором живут Корбен Даллас и Лилу. Ну что же? В таком случае Люк Бессон все же снял продолжение своего знаменитого фантастического боевика. Но, увы, он повторил кассовую неудачу своего прототипа. При бюджете 177 миллионов долларов (став снова самым дорогим неголливудским фильмом), «Валериан и город тысячи планет» по всему миру собрал только 225 миллионов. Видимо не дано Бессону снимать зрелищные и одновременно коммерчески успешные фантастические фильмы. Но, как говорится, мы его любим не за это.