Найти тему
Annet's Diary

Книги, меняющие жизнь

Все книги приходят в нашу жизнь вовремя – ни минутой раньше, ни минутой позже. Иногда думаю: «ну как же мне раньше не попалось?», тревожусь, что есть еще много книг, которые мне очень нужны, но их пока читает кто-то другой. А потом успокаиваюсь и понимаю, что моя книга найдет меня сама, самыми неожиданными путями.

Книга Тамары Петкевич была для меня вторым этапом погружения в тему репрессий в СССР. Первым стала передача Дудя «Колыма», которая фактически разделила мою жизнь на «до» и «после». Нет, не то чтобы я не знала о факте существования репрессий в нашей стране, но в том-то и дело, что в моей голове это было не более чем просто фактом, одним из многих. После «Колымы» и книги Тамары Петкевич этот факт оброс переживаниями и размышлениями, которым, я думаю, еще предстоит развиваться и влиять на мое мировосприятие. Следующими этапами, думаю, будет посещение музея истории ГУЛАГа и книга Солженицына.

Книга «Жизнь – сапожок непарный» - автобиографическое произведение Тамары Петкевич – российской актрисы, театроведа и просто Человека, человека с непростой судьбой. Отец Тамары Владимировны был арестован, репрессирован и расстрелян в 1937 году. Мать и сестра погибли по время войны. Саму Тамару Владимировну арестовали по статье 58-10 в 1943 году и приговорили к 7 годам лишения свободы, которые она отбывала в Киргизии, Коми и Севжелдорлаге. За что ее арестовали? Ни за что! И таких людей, ни за что арестованных, было невообразимо много. Я боюсь смотреть статистику и узнавать, сколько невинных людей были осуждены по виртуальным, придуманным поводам. Жестокая массовая паранойя, бред преследования и заговоров сметали жизни одну за другой, десятками, тысячами, сотнями тысяч. Советское общество и власть нуждались в ударных дозах нейролептиков, вот только не было ни доктора, ни лекарства. Болезнь расцветала и прогрессировала.

Оказавшись в таких диких условиях, можно ли сберечь свою душу? Возможно ли остаться человеком? Тамара Владимировна Петкевич смогла. С помощью необъятных душевных сил, которые она открывала в самой себе. (Неужели такой бездонный колодец силы может быть в каждом человеке?) Благодаря помощи и поддержке других людей – на ее пути постоянно встречались добрые люди, которые передавали хлеб и теплые носки, лечили, учили, делились своей мудростью или просто поддерживали простыми, но бесценными добрыми словами. Благодаря любимому делу – Тамара Владимировна играла в лагерных театрах и впоследствии стала настоящей актрисой. Благодаря любви к сыну – он родился у нее в лагере. Благодаря чему еще – думаю, каждый сможет попробовать найти ответ на этот вопрос в книге. Найти и оставить с собой, сберечь до самых трудных времен. Я сейчас понимаю, что эта книга подарила мне эту мудрость – мудрость хранить надежду, мудрость находить то, что спасает, мудрость искать смысл даже в самых сложных жизненных поворотах.

Проходя одно испытание за другим, сражаясь с горькой судьбой, Тамара Владимировна решила, что она просто обязана выразить весь свой опыт в словах, пообещала себе, что когда-нибудь обязательно расскажет о том, что происходила с ней, с ее жизнью и в целом с обществом. И она сделала это - написала обо всем, и написала блестяще. Это пожалуй самый выразительный, красивый и глубокий литературный слог, который я встречала в современной литературе. Еще в самом начале книги я поняла, что буду «выписывать» цитаты. Короткие – записывала в телефонные заметки, длинные – фотографировала. В них, конечно же, есть не только литературная красота, но и бесценная жизненная мудрость, которая попадает прямиком в самое сердце. В конце статьи я приведу несколько своих любимых цитат из книги Тамары Петкевич.

Тамаре Владимировне выдалось пережить не только политические заключения и преследования. После освобождения вся ее жизнь была окрашена потерей и поисками сына, и я не имею сил представить – что страшнее. Он родился в лагере, став продолжением истории любви Тамары и лагерного врача, который спас ей жизнь. Мальчик окрасил ее неприглядную лагерную жизнь красками неоспоримого смысла, дарил надежду, любовь и силы для жизни. Когда вышел указ, что всех легерных детей будут отдавать в детдом, отец мальчика предложил забрать его себе, ведь он был на свободе. Это казалось наилучшим решением на тот момент. А впоследствие отец стал скрывать сына. После освобождения Тамара искала его по всему Советскому Союзу в течение многих лет. А когда нашла, выяснилось, что отец с самого начала врал мальчику про мать, скрывал ее существование, его «матерью» была другая женщина, в том числе и на бумагах. Тамара Владимировна добилась возможности видеться с сыном, однако он ее совершенно не признавал, был настроен «родителями» против настоящей матери. И даже во взрослом сознательном возрасте, когда уже знал всю историю, не мог в полной мере признать свою настоящую мать, не стал ей опорой и поддержкой. Эта история потрясла меня, я не могла вообразить, что такое возможно и до последнего надеялась, что отношение сына к родной матери изменится. Пишу об этом и чувствую физическую боль внутри себя.

Помните, в начале статьи я говорила о том, что все книги приходят в нашу жизнь вовремя? Так вот, эта книга пришла в мою жизнь тогда, когда в своей психотерапии я проходила через наиболее острый период работы над собственными внутренними фигурами «непререкаемой «советской власти. Точнее над тем, во что они превращали мою внутреннюю жизнь, и жизнь внешнюю, как следствие. Это были те самые беспринципные лагерные надсмотрщики, стукачи-параноики, доносящие на невинных людей, гнет и преследование которых в тот период я переживала очень болезненно. Казалось, что скрыться от них некуда – они везде найдут и несоразмерно накажут. Думаю, что благодаря психотерапии мне наконец удалось с ними справиться. Иногда я до сих пор чувствую их присутствие внутри себя, но также знаю, что кроме них, теперь появились еще и защитники, да и просто добрые люди, которые готовы помочь. Постепенно я становилась добрее и человечнее к самой себе. И книга Тамары Петкевич меня очень поддержала на этом пути. А главы про ее реабилитацию, творческую и профессиональную реализацию и мирную жизнь были практически такими же терапевтичными, как и многочисленные сессии, где я долго и болезненно изучала и, в конце концов, приручала свою темную сторону.

Мне бы очень хотелось, чтобы таких книг в нашей жизни было больше! И чтоб они нас или мы – их находили в нужное время. Если в вашей жизни тоже есть такие книги, которые изменили вашу жизнь или залечили ваши раны, делитесь, пожалуйста, в комментариях.

Как обещала, привожу свои самые любимые цитаты из книги Тамары Петкевич.

-2

«Всех знобит в этом загадочном мироздании. Все мы так странно одиноки. Ищем. Требуем. Разбиваемся. Вновь тащимся своими окровавленными коридорами к Истине, Теплу, Нежности.»

«Бог и черт, мораль и безнравенность переставали быть конечной инстанцией. За тем и другим возникало своё антипространство. Одно переходило в другое. Понятия замутнялись. Сознание раздваивалось.»

«Как много надо сил, чтобы перенести своё бессилие!»

«Значит, мир в своих высоких образцах жив? Уцелел? Неужели? - бушевало в душе. И прошлые представления о норме готовы были рвануться на свои столь долго пустовавшие места.»

«Никогда больше сезонными ветвями души я так не совпадала с наступившим летом. Окуналась в тихие озёра, речушки, тонула в сумерках, вбирала в себя синеву гор, сухость бора и холодок низин с неисчислимыми оазисами незабудок.»

«Глубоко внутри нас существует особая палата мер и весов. Там взвешиваются наши искушения, там проверяется цена наших поступок и мера нашей собственной вины.»

«Двадцатое столетие, видимо, останется в истории человечества веком неистовства политических страстей, войн и располовиненного гражданского сознания.»

-3