Найти тему

Библиотеки хранят наше культурное наследие

Фотография взята из открытых источников
Фотография взята из открытых источников

Мы живем во времена быстро развивающихся технологий, каждый день сменяемых друг друга. Телефоны, планшеты, компьютеры… с каждым днем все умнее и умнее, все стремительно развивается. Бывает, не обуздал один гаджет, как на следующий день выпускают более новый, улучшенный.

Сейчас ты можешь с одного «клика» найти любую интересующую тебя информацию. Но когда-то все было совсем не так, телевизоров и компьютеров не было, преподаватели задавали большие объемы домашнего материала и в буквальном смысле заставляли школьников ходить в библиотеки. Собирая информацию с совершенно разных источников, ученики прорабатывали большое количество информации, чтобы найти самое необходимое для выполнения своего задания.

Школьные и городские библиотеки были богаты литературой, журналами, газетами и статьями различных печатных изданий, домашние же уступали разве что количеством и богатством выбора книг. Читальные залы были полны читающими, покоряющими знания людьми. Бывает, возьмешь пошарпанную книгу, откроешь, а она с какими- то пометками прошлого читателя, и вот ты решаешься прочитать первую страничку, и настолько заинтересуешься книгой, что начинаешь ее читать залпом, не замечая пролетающие несколько часов. Потом словно возвращаешься из другой реальности, из того захватывающего мира.

Сейчас же все меняется, с каждым годом библиотек в нашей стране все меньше. По статистике их количество уменьшается на 1000 в каждый год. Такой спад, по мнению Министерства культуры, начался с конца 1990 года. В 2000 году у нас была 51 тыс. библиотек, по последним данным - 38 тыс. (данные на 2017 год).

Библиотеки по всей России закрывают из-за нескольких причин: демографическую ситуацию и экономические причины, оптимизацию и маятниковую миграцию, когда люди едут на работу в город и просто физически, возвращаясь, домой, не имеют времени попасть в библиотеку.


Источник: yandex.ru
Источник: yandex.ru

"По сравнению с прошлыми поколениями, подростки 2010 годов больше проводят времени в сети, и меньше читают книги и смотрят телевизор. Общение с гаджетами заменило радости от чтения историй и просмотра фильмов на телеэкране", — заявила Джин Твенге (Jean Twenge) из университета Сан-Диего (США).

Каждое поколение родителей, бабушек и дедушек считает, что молодежь их времени была более терпеливой, старательной и ответственной, чем их собственные дети, внуки или другие молодые люди.

Казалось бы, можно переложить эту ношу на плечи интернета – он враг! Но ведь всемирная сеть полезна каждому. Можно скачать совершенно любую книгу или заказать в электронном магазине. Но всегда есть и обратная сторона медали – люди отучаются мыслить и работать самостоятельно. Зачем пыхтеть над толстыми книгами, если можно скачать все из интернета. Но почему это происходит? Почему люди перестали ходить в библиотеки? Я думаю, такое происходит из-за высокого темпа жизни, каждую секунду происходит что-то новое или неожиданное, ты уже не знаешь наверняка, что произойдет с тобой через неделю или год.

Хотелось бы сказать, что роль библиотеки могла быть более весомой, если бы были созданы все необходимые условия. Ведь немногие учебные заведения могут похвастаться технически-оборудованной библиотекой, постоянно обновляемым библиотечным фондом. Во многих образовательных учреждениях об этом можно только мечтать.

Пока в России закрывают библиотеки, в Китае открывают совершенно потрясающие библиотеки – шедевры архитектуры. Здание имеет невероятную структуру с гигантской сферической аудиторией для лекций в центре, которая выглядит как гигантский глаз. Пятиэтажная библиотека, спроектированная голландской дизайнерской фирмой «MVRDV» в сотрудничестве с Институтом градостроительства и дизайна города Тяньцзинь, расположена в культурном районе Бинхай в Тяньцзине и называется «Око Бинхай», строительство библиотеки велось три года. Площадь строения охватывает 34 000 квадратных метров и может содержать до 1,2 миллиона книг, здесь есть читальный зал на первом этаже, гостиные и офисы в средних секциях, помещения для встреч, компьютерные и аудиозалы наверху (портал «Я плакал»).

Источник фото: https://cameralabs.org/
Источник фото: https://cameralabs.org/

В такую библиотеку ходить приятно и, безусловно, интересно, но как же выглядит кладезь знаний нашей страны? Для нас слово «библиотека» уже наполнено своими стереотипами: множество запретов; тихо и скучно; нельзя поесть-попить; долго ждать книги и ответа на запрос; хорошие книги не выдают на дом; неудобная мебель; слабые компьютеры (или их отсутствие) и старые книги; библиотекарь — «тётка с пучком и старая дева»; библиотекари строгие и все время «шикают»; потерял книгу — ругать будут, страх перед библиотекарем; в библиотеках только «ботаны», не с кем познакомиться. Библиотека — это не для отдыха, это серьезный труд…

Как по мне такой подход нужно изменить, нужно реформировать такие учреждения, нужно, взять пример с Китая – делать из скучных и пыльных библиотек что-то красивое, что будет манить тебя, интересовать, так, возможно, у молодежи появится интерес к литературе. Нужно, чтобы появилось другое мнение о библиотеках – благоприятное мнение: «Библиотека — место, где знакомятся, место, где появляется вдохновение, где интересно познавать мир».

Культура во всех своих формах подвергается значительным вызовам и угрозам со стороны различного рода давлений. От того, как библиотеки и библиотекари отвечают на эти воздействия, будет зависеть, сохранится ли культура прошлого и будет ли она полезной в будущем.

Источник фото: https://cameralabs.org/
Источник фото: https://cameralabs.org/

Как утверждал выдающийся российский историк и литературовед, просветитель и гуманист Дмитрий Лихачёв: «Если в результате какой-нибудь разрушительной катастрофы с лица земли исчезнут все центры образования и культуры, если на свете не останется ничего, кроме библиотек — у мира и человечества будет возможность возродиться».

Культурное наследие помогает нам понять, как развивалось общество, и вносит свой вклад в формирование нашего будущего. Наследие, значимое для одного поколения, может быть недооценено следующим и далее – вновь оценено последующими поколениями. Именно по этой причине необходимо сохранять его для того, чтобы для людей будущего оно снова могло обрести свою значимость.