Численность подразделений тонтон-макутов составляла двадцать тысяч человек. Прежде чем приступить к своим обязанностям, парни проходили интенсивную военную и спортивную подготовку под руководством морских пехотинцев США.
Для тех,кто начал со второй части- часть первая
Новобранцев учили метко стрелять из любых положений, а также пытать задержанных, выбивая из них показания. Особый упор делался на психологическую подготовку.
С гвардейцами Папы Дока работали лучшие психологи, а сам диктатор внушал бойцам:
Властью, данной мне народом, я освобождаю вас от химер моральных принципов и угрызений совести. Будьте безжалостны с моими врагами, и ваше рвение будет оценено!
Новобранцы давали клятву быть верными президенту и текст клятвы подписывали кровью.
Тонтон-макуты не имели униформы установленного образца и носили гражданскую одежду. Их отличительной особенностью были непременные солнцезащитные очки, джинсовые рубашки и соломенные шляпы. При вечерних и ночных арестах бойцы надевали белые халаты для устрашения своих жертв.
Пресса, радио и телевидение, подконтрольные Папе Доку, внушали запуганному населению мифы о тонтон-макутах, и жители бедных негритянских кварталов передавали из уст в уста:
Тонтон-макуты — это вовсе не живые люди, а зомби. Их невозможно даже ранить, а сами они могут убивать одним лишь взглядом, поэтому от них надо стараться держаться подальше!
Бизнес на крови
Противников режима тонтон-макуты резали и расстреливали, вешали и забивали камнями. Трупы выставляли на площадях для устрашения народа. Рядом ставили таблички, на которых значилось: «Так мы поступаем с врагами Папы Дока!».
Диктатор не отличался железным здоровьем. Излишества, невоздержанность в еде и алкоголе привели его к инфаркту в конце мая 1959 года.
Пока президент лежал в больнице, его обязанности выполнял Барбо. Но вместо благодарности поправивший здоровье диктатор обвинил Барбо в заговоре, узурпации власти и приказал посадить его в тюрьму.
Только через четыре года попавший в немилость обрёл свободу и в качестве акта мести действительно организовал заговор против Дювалье. Но тонтон-макуты пресекли эту попытку и застрелили Барбо.
Тем временем элитное подразделение головорезов возглавил полковник Люкнер Камбронн.
Под его командованием бойцы безжалостно подавляли протестные акции и восстания, разоблачали заговоры и карали заговорщиков.
Почувствовав полную безнаказанность, Люкнер, прозванный Карибским вампиром, развернул криминальный бизнес. Он приказывал брать кровь у здоровых узников и сбывал её в заграничные больницы.
Бизнес на крови процветал и приносил организатору солидные барыши вплоть до 1971 года, когда Франсуа Дювалье скосил очередной инфаркт. Несмотря на усилия врачей, спасти его не удалось.
Пост первого лица страны унаследовал сын Франсуа Дювалье — Жан-Клод Дювалье, которого народ прозвал Бэби Док.
В своих первых выступлениях и заявлениях он обещал некоторую либерализацию режима и ослабление закрученных до предела гаек.
Вертикаль власти
Бэби Док по радио объявил:
Революция, совершенная моим отцом, выполнила свои задачи и на повестке дня стоит «революция экономическая». Развитие страны и повышение уровня жизни. Моя задача- резко сократить число гаитян, живущих за чертой бедности. Также я принял решение освободить из тюрем некоторых политзаключённых.
Весной 1980 года циничный и прагматичный Бэби Док совершенно неожиданно влюбился и повёл под венец красавицу мулатку Мишель Беннетт, происходившую из семьи аристократов.
Эти шаги привели к взрыву недовольства в стане сторонников жёсткой линии, которую исповедовал Папа Док. Люкнер и вдова Франсуа Дювалье , Симона, объединили усилия в борьбе против Бэби Дока. Но он вовремя почувствовал опасность и выслал Люкнера, Симону и их ближайших сторонников из страны.
Чтобы не мутили воду и не мешали строить новую вертикаль власти!
Так объяснил новый диктатор свои действия.
Во главе тонтон-макутов он поставил своего старинного приятеля Роже Лафонтана.
В 1973 году Бэби Док решил создать новую силовую структуру, которой передал контрповстанческие и полицейские функции. Они получили название «Леопарды», строго подчинялись военной дисциплине, при их наборе действовал образовательный ценз.
По просьбе Бэби Дока в страну нагрянули американские инструкторы, которые занялись обучением «Леопардов».
В феврале 1986 года Гаити охватили массовые манифестации, которые не удалось подавить ни тонтон-макутам, ни «Леопардам».
7 февраля Жан-Клод Дювалье был вынужден покинуть страну. Тонтон-макуты ушли в подполье. Наиболее жестоких из них толпы разъярённых гаитян убивали без суда и следствия.
Впоследствии, многострадальный Гаити сотрясали перевороты и волнения, но неизменно симпатии правителей страны были на стороне былой гвардии. Они называли тонтон-макутов «стержнем порядка и стабильности».
А вот подавляющее число простых гаитянцев однозначно считали головорезов кровавыми убийцами, а годы их расцвета - самым страшным периодом в истории и без того многострадальной страны Гаити.