Всем нам известна картина Ивана Крамского «Неизвестная».
Знакомая незнакомка… Образ, который восхищает, удивляет, пленяет…
Патриарх русской демократической критики Владимир Стасов презрительно отозвался о ней: «Кокотка в коляске». Но, зная Крамского, как выдающегося, глубокого портретиста и мастера живописи, мы не можем усомниться в помыслах художника.
На протяжении всего её существования, эту работу окружает множество мифов. Где бы ни выставлялась картина, везде она собирала народ.
Художника часто спрашивали: «Кто она?» «Неизвестная», – лаконично отвечал Крамской. Куртизанка? Содержанка высокопоставленного человека? А может, возлюбленная самого императора? Или все же литературная героиня? После Крамского осталось немало дневников и писем. Ни единого упоминания о работе над этой картиной в них не встречается. Некоторые считали, что Крамской изобразил не какую-то конкретную женщину, а некий собирательный образ красоты. Возможно, это был коллаж из многих лиц и впечатлений. Были и литературные версии, будто бы это изображение некоей романической героини, но со скандальной репутацией.
«Это необыкновенное по своей красоте и ещё почему то, лицо еще сильнее поразило его теперь. Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть, были в этом лице, и в то же самое время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное; эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание при взгляде на эти черты...», - так Достоевский описывает впечатления князя Мышкина от портрета Настасьи Филипповны. Текст этот был опубликован за 15 лет до создания портрета.
Молодая женщина проезжает в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Костюм женщины — по последнему слову моды 1880-х годов: бархатная шляпка «Франциск» с подвитым страусиным пером,
пальто фасона «Скобелев» темного бархата, подбитое соболем, тонкие перчатки, выполненные из шведской (то есть вывернутой, наподобие замши) кожи.
Такая тенденциозность наряда была вызывающей и даже неприличной в то время. Аристократия постепенно беднела и уже не могла позволить себе столь рьяно следовать моде. Напротив, в высшем свете было принято намеренно отставать от новых веяний в одежде. Подчеркнутую модность могли позволить себе дамы полусвета: куртизанки и содержанки.
Дело в том, что в то время почтенная дама не разъезжала одна. Так делали либо проститутки, либо женщины, стремившиеся к эмансипации и бросавшие обществу вызов своим демонстративно независимым поведением. Так же, например, вела себя Анна Каренина у Толстого.
Взгляд Неизвестной сочетает надменность, царственность и грусть. Такая необъяснимая комбинация вместе с отсутствием имени женщины порождает тайну.
Главный вопрос, который волновал современников художника, - кто эта красавица на полотне. Версии были разнообразны - от крестьянки, ставшей барыней, до любовницы Александра II. Кто на самом деле скрывается за образом русской Джоконды?
Кого только не предлагали в Неизвестные, а вот самую близкую и дорогую для художника модель никто из современников не назвал. Благодаря тому, что сохранились многочисленные наброски при работе над картиной, можно провести параллель с зарисовками дочери художника Софьи. Известна картина «Девушка с кошкой», где изображена Соня весьма печальной, пережившей личную драму и можно уловить сходство настроения и выражения лица.
Крамской изображал свою дочь с малых лет, относился к ней с любовью и большой теплотой.
На портрете 1882 года художник запечатлел уже юную и похорошевшую Соню, которая полюбила доктора Сергея Боткина.
Молодой врач, один из медицинской династии Боткиных, сразу же завладел сердцем юной Крамской. Дело шло к свадьбе. Отцом Софьи были написаны великолепные портреты жениха и невесты в 1882 году.
Неожиданно счастье юной Крамской разрушилось как карточный домик. Сергей Боткин расторг помолвку с Соней, и женился на ее подруге Саше Третьяковой.
«Неизвестная» - красавица с загадочным взглядом. Конечно, это не точный портрет Софьи Крамской, но черты её лица угадываются в лице таинственной дамы. Печаль в глазах Неизвестной – предвестник её трагедии.
До сих пор этот образ до конца остаётся неразгаданным и интригующим, именно за этим произведением кроется некая маска таинственности. В следующей нашей встрече мы поближе познакомимся с Cофьей Крамской, талантливой художницей.
Эту работу Крамского часто называют «Незнакомка». Невольно вспоминаешь стихотворение А.Блока, как пример превращения обыденного факта будничной действительности в образ высокой поэзии. При этом стихотворение, безусловно, принадлежит лирическому жанру по интимности тона, по роли личного высказывания.
***
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.(...)
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль(...)
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу(...)
***
И, как вереница, всплывающих друг за другом образов, в памяти возникает музыкальный образ – произведение Юрия Фалика, русского композитора ХХ века, сочинившего музыку на стихи Блока.
Хор у Фалика становится тончайшим инструментом психологического воздействия. Содержанием является не сюжет, не зрительно-образная сфера стихотворения, а лишь сложное, почти неуловимое впечатление, вернее даже, ощущение, которое возникает после непосредственного восприятия данного произведения.
Вся композиция построена на одной музыкальной теме, которая едва заметно варьируется; это дает особое ощущение единства эмоциональной сферы. Особое значение в произведении приобретает пульсирующий, повторяющийся ритм и близкая к нему мелодическая линия. В подобном музыкальном решении есть нечто общее с манерой авторского чтения стихов.
Погрузитесь в удивительную атмосферу таинственности и недосказанности…
Вот так, порой неожиданно, объединяются искусства в одном образе таинственной Неизвестной. Неизвестная и Незнакомка перекликаются между собой.
И всё же, кто ты? И почему по-прежнему притягиваешь взгляды?