Найти тему
Pro Автомобиль

Откуда взялся Renault Duster и почему у него русские корни

Оглавление

Renault Duster полюбили многие, что говорить, для нас он стал первым доступным иностранным внедорожником. Помню, какие очереди были в автосалонах когда он только появился, ждать своего автомобиля приходилось по полгода. Но и по сей день автомобиль популярен и отлично продается по всему миру. Его называют французским, румынским и даже бразильским, но мало кто знает, что концепцию автомобиля придумал и нарисовал для Renault простой русский парень, вчерашний студент, да и само имя Duster на самом деле возникло не вчера, а более сорока лет назад. Но обо всем, по порядку.

История первая, откуда взялось название Duster

Наша история началась еще в 1885 году. Тогда в Румынском городе Кымпулунг построили фабрику по переработки целлюлозы. Проработав лет десять предприятие закрылось, корпуса долго пустовали или использовались под склады. После Второй мировой войны Румыния попала в сферу влияния СССР и помещения завода стали использовался для ремонта автомобилей румынских и советских войск. Союз, как старший брат делился специалистами и технологиями и постепенно на предприятии освоили выпуск автозапчастей, двигателей и коробок передач. К 1957 ремонтные мастерские превращаются в предприятие ARO, сокращённое от Auto Romania, и выпускает свой первый автомобиль. Это были внедорожники IMS-57 построенные на базе советского ГАЗ-69. В народе автомобиль получил название Musce, в переводе с румынского мышцы, мускулы за отличные внедорожные характеристики и своеобразный внешний вид. Позже румыны разработали уже свою собственную модель, которая называлась ARO 24. Автомобиль получил хорошую проходимость, преодолевал подъемы в 70 градусов, и водные преграды до 61 см.

А где же Duster спросите вы? Так вот, в 70х годах завод начинает выпуск младшего брата внедорожника под названием ARO 10. По дизайну автомобиль не уступал своим зарубежным аналогам, а местам чем-то даже напоминал продукцию Land Rover. Что интересно, несмотря на времена социализма, румыны активно сотрудничали с западными производителями и использовали их моторы.

ARO 10 , фото carakoom.com
ARO 10 , фото carakoom.com

Например, на ARO 10 устанавливались агрегаты Daewoo, Volkswagen, Peugeot и, конечно же, Renaul. Внедорожник покупали не только внутри страны, но и во многих странах Европы, причем за пределами соцлагеря, в Италии, Франции, Германии, Испании, Греции. Была у него и праворульная версия специально для экспорта в Великобританию, и вот именно она и назвалась Duster. Так что знакомое для многих любителей SUV название появилось задолго до второго рождения в облике знакомого нам автомобиля. В двухтысячных завод ARO обанкротился и прекратил свое существование.

Про имя Duster забыли, возможно, что навсегда.

Второе рождение Duster и русский след.

СССР распался, мир поменялся, Румыния, как и другие бывшие страны соцлагеря стали жить своей жизнью. В это время в подмосковной Балашихе родился главный герой нашей истории Арсений Костромин. С детства он любил рисовать, но не помышлял стать автодизайнером. Про эту специальность, ему рассказал одноклассник, сестра которого занималась тюнингом автомобилей. Мальчишки "загорелись" и решили вместе поступать после школы в «МАМИ» Московский государственный машиностроительный университет, куда пошли на подготовительные курсы.

В 2003 году Арсений поступает в Политех и начинает постигать профессию автомобильного дизайнера. Будучи студентом старших курсов он решил выложить свои работы и эскизы на одном сайте по автодизайну. Уже через несколько дней он получил приглашение от Renault на интервью в Бухаресте. Западные производители очень серьезно относятся к разработке дизайна своих автомобилей, вкладывают в этот процесс огромные средства и конечно хотят заполучить новые идеи и лучших специалистов.

Увидев работы талантливого русского студента, французы сразу предложили пройти ему стажировку в румынском отделении компании. Renault решили спонсировать дипломный проект Арсения и заказали сделать свой вариант спортивного автомобиля на базе знаменитого Alpine 110. Со своей задачей молодой дизайнер справился, защитил диплом на отлично и был приглашен в Союз дизайнеров.

Арсений Костромин. Защита диплома. фото cardesign.ru
Арсений Костромин. Защита диплома. фото cardesign.ru

В феврале 2008 он уже как дипломированный специалист вновь уезжает в Бухарест, где ему предложили работу. Renault в то время решило плотно взяться за развитие своих дочерних брендов и поставило перед 22 х летним Арсением задачу предложить новый продукт для румынской Dacia на базе бюджетного Logan, который выпускался с 1999 года.

Дизайн автомобилей начинается с концептуальных моделей. Это новая идея, облеченная в материале. Как правило, концепт нужен, чтобы проверить реакцию людей на данное стилевое направление. Не всегда концепты похоже на серийные автомобили, они более футуристичны и опережают свое время, но в них есть основная идея и так называемый ДНК код будущих образцов.

фото cardesign.ru
фото cardesign.ru

В 2009 году на Женевском автосалоне Renault Design и Dacia представляют совершенно неожиданный концептуальный кроссовер, не похожий ни на что, который производил сногсшибательное впечатление. Это и был новый образ возрождаемой Dacia под уже знакомым нам именем Duster, которого вплоть до малейших деталей нарисовал наш Арсений. За очень короткий срок был создан автомобиль от эскиза до полноразмерного макета.

Арсений Костромин и Анна Задник. фото cardesign.ru
Арсений Костромин и Анна Задник. фото cardesign.ru

Duster по габаритам совпадал с Logan, ее длина всего 4250 мм, но колесная база значительно больше – 2800 мм, а свесы минимальны: передний 650 мм, задний 800 мм. Высота Duster 1490 мм, ширина 1640 мм. Размер колесных дисков – 21 дюйм. Дизайн кроссовера был выполнен в абсолютно новом для Dacia стиле, от которой осталась только фирменная черная решетка. Но так, как Арсений, кроссовер не рисовал еще никто. Особое внимание, было уделено аэродинамике. Воздух плавно обтекал бока машины и направлялся под задние фонари, благодаря чему уменьшалось разрежение за машиной.

фото cardesign.ru
фото cardesign.ru

Салон концепта создала девушка из Хорватии Анна Задник. Самое интересное, что на выставке в 2009 ничего не сообщалось о планах по серийному производству Duster, но французы поняли, что эффектный и недорогой кроссовер пользовался бы большим спросом. И уже в 2010 году в на румынском заводе Dacia начинается производство серийных компактных внедорожников Duster, а в 2011 году под брендом Renault его начинают собирать на московском заводе Автофрамос.

фото cardesign.ru
фото cardesign.ru

Надо сказать, что серийный Duster разрабатывала уже другая команда дизайнеров, и он отличается от предложенного Арсением концепта. Главное это была идея - компактный и недорогой кроссовер. Черты его модели потом реализуются в более молодежной версии Дастера - Renault Kaptur. Тот же силуэт обтекаемой крыши, форма заднего стекла, пропорции и детали. Вот так друзья, у румынского француза оказывается совершенно русские корни, кто бы мог подумать.

 концепт Duster и Kaptur. фото cardesign.ru
концепт Duster и Kaptur. фото cardesign.ru

Русские дизайнеры и мировой автопром.

Конечно, наш талантливый дизайнер востребован за границей. В данный момент Арсений работает в дизайн-студии Volkswagen в команде со своими коллегам. Надо сказать, это не единичный пример того, как крупные концерны привлекают наших соотечественников для разработки дизайна своих автомобильных новинок.

Еще один выпускник МАМИ Эрнест Царукян придумал дизайн Audi A1, его концепт лег в основу серийного автомобиля. Нельзя сказать, что машина была создана только им – это всегда командная работа. Андрей Конопатов, который выпустился только в 2011 г., уехал в дизайн-центр Volkswagen в Потсдаме. Там он нарисовал очень яркий концепт-кар – Volkswagen Taigun. Артем Попков выступал соавтором внешности Renault Espace и Opel Adam. Андрей Гусев – стажёром он выполнил несколько проектов для Fiat и Lamborghini, затем получил приглашение на стажировку в Toyota и получил постоянную работу в студии перспективного дизайна.

Честно говоря, не знаю как к этому относится. С одной стороны, всегда очень радуешься за людей, когда они могут реализоваться в профессии и найти применение своему таланту. Радуюсь за отечественную дизайн-школу, которая сильна традициями и качеством образования и готовит настоящих профессионалов. Но в тоже время огорчаешься, что нашим талантам нет возможности полностью реализоваться в своей собственной стране. Если только рисовать новые бамперы для Нивы, которая выпускается уже 40 лет.

В статье использованы материалы и фотографии с портала об автомобильном дизайне cardesign.ru Большое им спасибо за работу и полезную информацию