Реальность нашей жизни, к сожалению, такова, что потерянные и пропавшие дети давно стали делом почти привычным. Ежедневно в ленте новостей можно увидеть сообщения о том, что в каком-то населенном пункте пропал ребенок.
Можно ли как-то предотвратить несчастный случай? О чем нужно рассказывать ребенку, чтобы он грамотно вел себя в критической ситуации? Можно ли научить ребенка не теряться? Или, по крайней мере, свести риск к минимуму?
Прежде всего, необходимо постоянно беседовать с ребенком, объясняя прописные истины: никуда не ходи с незнакомыми людьми, предупреждай родителей, куда вы идете играть с друзьями, не отъезжай далеко на велосипеде или самокате, будь всегда в поле зрения на совместной прогулке и т. д.
Недавно в нашем издательстве при активном содействии Поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» вышла книга Александры Бодровой и Ксении Кнорре-Дмитриевой «Ушки на макушке», которая в увлекательной форме, но в то же время очень серьезно расскажет детям и взрослым о правилах безопасности в большом городе. Кроме того, вас ждет история в стихах о том, как мама, папа и двое детей отправились в парк и что из этого вышло. Хорошо, что в этой семье беседуют с детьми о том, как вести себя в сложных ситуациях! Маленьким читателям и их родителям будет полезно перенять опыт героев книги, а веселые иллюстрации Екатерины Елисеевой привлекут внимание ребенка и помогут лучше запомнить важные правила и советы.
Также в книгу включены рекомендации для родителей, подготовленные опытным инструктором по безопасности. С некоторыми из них мы хотим вас познакомить.
Если вы отправляетесь вместе с детьми в места большого скопления народа
- Если вы отправляетесь вместе с детьми в места большого скопления народа, оденьте их броско и ярко, чтобы в толпе их сразу было видно. Желательно сфотографировать детей перед выходом, чтобы в критической ситуации можно было бы сразу показать фото и объяснить, как выглядит и во что одет ребенок.
- Проверьте наличие у ребенка телефона и уровень его заряда.
- Пришейте на одежду ребенка бирку с адресом и номером телефона, где укажите имя и фамилию малыша. Можно положить в карман записку с аналогичной информацией, предупредив об этом ребенка.
- Объясните ребенку, что нельзя заходить в подъезд и в лифт с незнакомыми людьми. Подскажите ему, как отвечать незнакомцам и как себя вести в подобных ситуациях.
- Объясните малышу, что ни в коем случае нельзя одному выходить на лед и подходить к водоемам.
- Ребенок должен понимать, что родители никогда не будут передавать ему просьбы через чужих людей. Каким бы симпатичным ни был человек, нельзя верить на слово, что его прислали мама или папа. В этом случае хорошо действует своеобразный пароль – кодовое слово, которое знают только родители и ребенок: незнакомец это слово знать не будет и не назовет!
- Научите ребенка, как нужно себя вести, если он затерялся в толпе: нужно стоять на месте и ждать родителей. Если бегать и искать родителей в то время как они ищут тебя, то поиски затянутся.
Если все же ребенок потерялся
В случае, если ребенок потерялся, необходимо сразу же начинать действовать. Чем раньше начнутся поиски, тем больше шансов на успех.
- Обыщите дом и территорию двора.
- Позвоните всем близким и знакомых, у которых теоретически может оказаться ребенок, расспросите, не видел ли кто ребенка в течение дня, не говорил ли он о своих планах.
- Подключите к поиску знакомых: если несколько человек одновременно отправятся в разные места, ребенок найдется быстрее. Кто-то один обязательно должен находиться дома на случай, если ребенок вернется самостоятельно.
- Заявите о пропаже ребенка в полицию. Подать заявление может любой человек вне зависимости от степени родства, и полицейский обязан принять заявление (пресловутое правило трех дней в реальности не существует!).
- Обратитесь за помощью в Поисковый отряд «Лиза Алерт», позвонив на горячую линию по номеру 8 (800) 700-54-52.
Если же вы нашли плачущего ребенка, который потерялся
- Успокоить его, поговорить.
- Привлечь людей к поискам родителей малыша (сделать объявление по громкой связи, позвать охранника и т. д.).
- Сообщить о происшествии по номеру 112.
- Не уводите ребенка с места происшествия, чтобы не пугать его и не усложнять поиск
- Не разрешайте ребенку уходить с незнакомцем, который «обещает помочь и отвести его к родителям».
- Позвоните на горячую линию «Лиза Алерт» и сообщите о том, что нашли ребенка.
Проводить с ребенком профилактические беседы и объяснять правила безопасности можно при помощи многих известных произведений: писатели часто используют в книгах сюжет, когда из-за баловства или неправильного поведения дети теряются.
Нина Гернет «Сестренка»
Маленькая героиня этой повести однажды потерялась. И надо сказать, она ни в чем не была виновата: за ней не уследил старший брат! На поиски девочки отправилась вся деревня: люди сами организовались, ведь ни о каком «Лиза Алерт» тогда и слыхом не слыхивали! И совместные поиски приносят успех: девочка нашлась! Она очень устала и повредила ногу; если бы ее не отыскали знакомые, пришлось бы ей и ночевать под деревом на земле!
Евгений Шварц «Первоклассница»
Героини этой повести вроде бы и школьницы уже, а ведут себя как маленькие: отправились в непогоду в лес! Хорошо, что все окончилось благополучно, и девочки нашлись. К их исчезновению никто не остался равнодушным: искал без преувеличения весь город!
Л. Пантелеев "Белочка и Тамарочка"
А вот Белочка и Тамарочка – известные баловницы – не послушались маму и стали в лесу шалить, что тоже привело к несчастью: девочки заблудились. Пришлось маме понервничать! Остается надеяться, что девчонки, а вместе с ними и юные читатели, сделают правильные выводы, станут послушными и благоразумными!
Лидия Чарская «Дом шалунов»
Для героя повести Лидии Чарской «Дом шалунов» все закончилось куда хуже: он потерялся и увидел свою маму лишь через много лет!
Элинор Портер «Встречные течения»
Мама маленькой Маргарет всего на несколько минут оставляет дочку на вокзале со своей знакомой, чтобы сходить в магазин. Но эти минутки будут стоить матери и дочери многих лет отчаянных поисков друг друга.
Рассказывайте детям о правилах безопасности, проигрывайте различные ситуации, спрашивайте, что будет делать ребенок в той или иной ситуации. Только в этом случае ребенок будет защищен, и у него всегда будут «ушки на макушке».
Книгу "Ушки на макушке" можно посмотреть ЗДЕСЬ