Найти тему
Игорь Александров

Афганская правда. Гульбахор – весенний цветок

… попали чуть выше – в наблюдателя, его буквально разорвало …

… огневые средства открыли ураганный огонь по «зеленке», прямой наводкой били танки, боевые машины, «Шилки», АГС-17, вела огонь артбатарея, «Васильки» …

(подробности читайте ниже).

Салам, дорогие мои Шурави! Здравствуйте, уважаемые соотечественники.

Этим рассказом я начинаю Гульбахорский цикл.

Наша рота 8 марта 1983 года подошла к Гульбахору – небольшому городку у входа в Панджшерское ущелье. Его название переводится с фарси как «весенний цветок». Было символично, что наш приход совпал с началом весны. Город был известен благодаря своей текстильной фабрике. В настоящее время фабрика не работала.

Батальон на марше
Батальон на марше

Мы прошли весь город, переехали мост через реку Панджшер (да, ту самую) и прибыли на противоположную окраину возле фабрики. Здесь рота заняла свою позицию на переднем крае обороны батальона. Правый фланг роты проходил по арыку, текущему по краю обрыва. Внизу, до самого Джабаль-Уссараджа шла кишлачная зона или «зеленка» – т.е. непрерывная череда домов и деревьев. Перед фронтом роты была такая же «зеленка». Говорили, что она тянется до Чарикара и Баграма. На левом фланге роты находилась высота, господствующая над окружающей местностью. Пришлось занимать и ее. В результате мой взвод встал на позицию, другой – занял высоту и один остался в резерве. В одном промежутке между позициями отделений поставили «Шилку», в другом – взвод «Васильков». За нашей ротой заняла огневые позиции приданная батальону артиллерийская батарея – шесть 122 мм гаубиц М-30.

Пост 3 роты на высоте. Гульбахор с «птичьего полета»
Пост 3 роты на высоте. Гульбахор с «птичьего полета»

Дальше нас уже в самом начале кишлачной зоны стоял батальон «Царандоя» – воинское формирование МВД типа наших внутренних войск или милицейских батальонов. В самом городе была какая-то афганская армейская часть.

Личный состав приступил к оборудованию позиций и мест для проживания. Практически все приходилось строить с нуля.

Строительство казармы 2 роты
Строительство казармы 2 роты

Кое-какие укрепления были только на высоте, где до нас находилось подразделение 177 мсп. Очень часто шел дождь. Глинистая земля полностью размокла и налипала на ботинки и сапоги.

На каждой позиции оборудовали траншею, окоп для боевой машины и блиндаж либо мазанку для проживания. Отрыть траншею и окоп для боевой машины полного профиля мы не смогли из-за твердости грунта на глубине и большого количества камней, пришлось наращивать их каменной стенкой до нужной высоты. Постепенно установили вдоль всего переднего края забор из колючей проволоки. В общем, потихоньку обжились.

Позиция одного из отделений 2 роты
Позиция одного из отделений 2 роты

При размещении в Гульбахоре опять повторился вариант Рухи. Опять встали на позиции, заняли высоты. Причем батальон не просто охранял себя сам, но и был рассредоточен и занимал важные городские пункты, был гарантом народной власти во всем городе. Следовательно, действовать как разведывательное подразделение, каковым он являлся, мог только частично. Фактически, для действий в разведывательном или рейдовом отряде мы могли выделить не больше сводной роты.

В течение месяца в округе было спокойно. Однако все хорошее рано или поздно кончается. Духи решили прощупать нашу оборону. По переднему краю нашей обороны размещались боевые машины. Чтобы дальше видеть, наблюдатель частенько садился на башню, свесив ноги в люк. Духи со стороны «Джабальской зеленки» смогли подобраться к обрыву поближе и выстрелили из гранатомета по одной из таких боевых машин. Попали чуть выше – в наблюдателя, его буквально разорвало. Все огневые средства открыли ураганный огонь по «зеленке», прямой наводкой били танки, боевые машины, «Шилки», АГС-17, вела огонь артбатарея, «Васильки». Офицеры пытались остановить бойцов, но все было тщетно. Ведь у них на глазах страшной смертью погиб товарищ. Прибежал начштаба, колотил в броню каждой боевой машины, вытаскивал бойцов, их огонь прекращался. Но все тщетно, стоило ему отойти, стрельба возобновлялась. Кое-как удалось успокоить людей и прекратить огонь. Наутро из «Джабальской зеленки» пришли старейшины и пообещали, что сами разберутся с духами, только чтобы мы больше не стреляли.

Это было хорошо, но мы привыкли доверять только себе. Поэтому для начала необходимо было навести вокруг города твердый «Панджшерский порядок».

В провинции орудовали банды полевого командира Хекматиара Гульбеддина по кличке «инженер». Он басмачил еще с 1975 года, походу ему не нравилась любая власть, кроме его собственной.

Гульбеддин по кличке «инженер» толкает речь
Гульбеддин по кличке «инженер» толкает речь

Сам Гульбеддин имел немалый авторитет и был злейшим врагом Ахмад-шаха. Перемирие с Ахмедом начало давать свои плоды. Говорили, что он навалился на Гульбеддина или Гульку, как мы его стали называть. О борьбе с Гулькой я напишу в следующей статье.

Полный перечень рассказов Рухинского цикла приведен в статье «Афганская правда. Панджшер, близкий и родной». С ней можно ознакомиться здесь.

Полный перечень моих работ приведен в статье «Библиография Игоря Александрова».

Парни, у меня просьба, если открыли мою статью, продержите ее хотя бы одну минуту. Если не западло, поставьте лайк. Вам нетрудно, а Дзен будет «крутить» в «ленте» мои статьи чаще, тогда больше людей сможет ознакомиться с боевым опытом.

Вся информация взята из личного боевого опыта автора. Все фотографии взяты из открытых источников