Эта статья будет своеобразной краткой реакцией на сериал, и большая часть нюансов претензий к сериалу сказана не будет. Не потому, что они не так важны, а ОНИ ВАЖНЫ, а потому лишь, что если рассматривать каждый косяк что был произведен, на каждую серию потребуется отдельный разбор. Это бесконечное долгое перечисление отвергнутого канона, абсолютно отвратительного киноязыка, актёрского состава, картинки, саунддизайна и многого другого. Сейчас, будут лишь краткие итоги всего того, что я собрал еле-еле просмотрев сериал.
Для тех, кто не в курсе. В конце декабря нетфликс выпустил сериал Ведьмак, снятый по мотивам книг Анджея Сапковского. Сериал получил разнообразные оценки, но зрители его смотрят, и по количеству упоминаний в соц сетях он вышел в топ всего за неделю. Многие даже считают его претендентом на место игры престолов. Однако, давайте Разберёмся.
Для начала я хочу отметить хорошие стороны адаптации, несмотря на всё вышеперечисленное, и всё то, о чём я скажу дальше в ведьмаке есть хорошие стороны, но даже они иногда проседают.
Во-первых. Весьма аутентичная игра Генри Кавилла. Абсолютно. Это тот самый каноничный ведьмак, который был в книгах, и которого мы получили. Безэмоциальный, сдержанный, скрытный, прямолинейный, молчаливый и неприхотливый. За все серии я ни разу не усомнился в том, что роль отыграна отлично. В обыденных ситуациях, в его голосе нет намёков на проявление чувств, чего мы лишились в русской адаптации третьей части игры, его действия сдержанны и холодны, его поведение, его разговоры, стиль его движений – всё это напрямую раскрывает персонажа.
Разумеется, не все, что касается Геральта идеально, но это уже огрехи дизайна, монтажа, сценария, но никак не роли и её исполнителя. Важно лишь то, как будет передана натура персонажа в последствии. Поскольку именно в книжной серии проявления ведьмака действительно меняются, в зависимости от ситуации – немного высокомерный в Элландере, бессильный и гневный в башне чайки, яростный в лесах Дун Тынне. Посмотрим как это будет оформлено во втором сезоне. Если хватит сил досмотреть…
Отдельно, стоит отметить музыку. Музыкальное сопровождение – прекрасное. По своей аутентичности саундтреки практически подошли к музыке из дикой охоты, и очень хорошо вписываются в атмосферу сериала. Мне нравится, что в сериале сохранилась тенденция к этническому песнопению, и она прекрасно гармонирует с современным оформлением мелодии, а иногда даже очень здорово сочетается с битами и басами, и это нереально круто.
Однако, с саунддизайном были свои минусы, но об этом чуть позже.
А в остальном то хорошего ничего и нет. Я посмотрел сериал два раза, в оригинале, и в русской озвучке. Но, это совершенно не нужно, чтобы понять что работа – ужасающе халтурная. Но, обо всём по порядку.
Многие с кем я общался по поводу выхода сериала считали, что самой большой его проблемой будет левая повестка. На деле, всё оказалось немного иначе. Главный убийца сериала – совершенно непонятный таймлайн, и отсутствие нормального сюжета. В первой серии показывают кадры сожжённой Цинтры, и убитую Калантэ, через несколько серий у нас вновь Цинтра, фрагмент 13 летней давности. Сначала персонажей убивают абсолютно не раскрывая их, а после вновь показывают, не объясняя даже что это флешбек. Для зрителя, который не знаком с книгами это будет минимум странно, а всем преданным фанатам это лишь поджигает пятую точку. Авторы играются с таймлайном, и это можно делать, только если у сценариста и режиссёра руки из той самой точки не растут. В одной серии, нам зачастую показывают события с разницей в 70 лет, в 20 лет, в 2 года, но зрителю не читавшему книг вообще ничего не понятно, Нетфликс не объясняет это. А лютые фанаты лишний раз горят.
Я уверен, что в четвёртом эпизоде вообще немногие поняли, что сцена с Ежом – это помолвка родителей Цири. Потому как во время этой же сцены нам показывают Цириллу в брокилоне, с непонятным чёрным мальчиком. И Йенифер, которая спасает жену какого-то королька. Но даже не совершенно безумные таймлайны пугают так, как слитые наглухо сюжеты. Полностью уничтожена дружба с Геральтом и Лютиком, мы получили Осла и Шрека, вместо отношений ведьмака и чародейки мы получили абсолютно нераскрытую любовь двух сумасшедших, Сюжет с Сильваном, где эльфы почему-то отпускают пленного ведьмака, у которого нож был на горле, обучение Йеннифер, которого изначально не было в книге, но которое слито с таким же успехом, так как упущены мельчайшие тонкости сюжета, упоминающиеся в книге, которые и составляют картину в целом. Сцена в Блавикене, избавление принцессы от проклятия, захват джинна, битва за Содденский холм, где юную чародейку вдруг поставили командовать обороной – в сериале практически нет логичных моментов, которые не были бы слиты, они все наполнены абсолютно абсурдными поступками и диалогами. Самые фантастичные и интересные сцены книги, наполненные потрясающим количеством магии, сражений, убийств, вообщем экшона, и особенно преинтереснейших диалогов – уничтожены напрочь. Я не зря упомянул, что смотрел дважды – в русской и английской озвучке. И поверьте, в случае с диалогами они везде являют собой бред сумасшедшего. Они не к месту, неясны, а некоторые если и передают диалог из книг буквально, то не сопровождаются просто жизненно необходимыми сценами или поступками, которые объясняют сказанное минутой назад. Зрителя просто вкидывают в непонятный мир, со странными словами вроде Цинтры, Яруги, Нильфгаарда, Аретузы и тд. Каждый встречный хрен, кто бы он ни был, Сорокопутка или неизвестный чародей будет твердить Геральту про Предназначение(По книгам кстати Стрегобор был знаком с Геральтом, и как раз поэтому просил его о услуге). Но Нетфликс даже не объясняете, что это такое в рамках вселенной которую показываете. Если вы не фанат, и не читали, вы не поймете сюжет, а если вы всё читали – ваша задница сгорит от того, насколько отвратительна адаптация книги. Чародеи сражаются на мечах(в случае с Вильгефорцем например понятно. Он победил Геральта в спарринге, а Геральт, был лучшим фехтовальщиком Севера. Здесь же, Вильгефорц проигрывает КАГЫРУ, мать его. И в этот же момент Йеннифер советует ему копить некий хаос. ШТО? А к чему была например сцена когда сама Йен сражается на мечах с рубайлами? Она что мечник, или училась на наёмника как Вильгефорц) , а магию не используют, ведьмак знает два знака из семи, мышовура убивают, с принцессой ходит непонятный черный мальчик, а Йенифер занимается сексом с Истреддом, в женской академии, перед иллюзиями! ЗАЧЕМ? Что вообще происходит в этом сериале? (Если вдруг у тебя будет желание, напиши в комментариях, и я сделаю отдельный разбор каждой слитой сцены – в двух словах невозможно объяснить то, насколько отвратительно это было сделано).
Левизна во всех её проявлениях если стала не первостепенной проблемой, то с лёгкостью выходит на второе место по степени уничтожения целостности сериала. Начнём с легкого – это расовая замена персонажей. В каждую дыру пихают людей других национальностей, прямо противоречащим книгам. Фрингилья Виго, которая стала чёрной, хотя по книгам была очень похожа на Йенифер внешностью, чёрные эльфы, эльфы азиаты, чёрные дриады, господи, ну зачем так плохо. К слову говоря, у создателей сериала был очень хороший шанс впихнуть темнокожих в сериал. Во вселенной ведьмака есть минимум три места в которых живут чёрные люди: это страны Офир, Зангвебар и Зеррикания. В сериале Зерриканок которые сопровождали Борха показали темнокожими, но помимо них чёрными стали и многие ключевые персонажи вроде Фрингильи или дриад. Хотя стоп, это что отряд Ваканды? Нетфликс, вы и так меняете сюжет, это нормально для кинематографа, у вас было огромное количество вариантов привнести подобное: темнокожие торговцы из Офира в портовых городах вроде Горс Велена или Новиграда, Зерриканские Алхимики, Короли из Зангвебара. Просто интегрируйте в сериал нечто новое с нормальной предысторией и качественным внедрением в сюжет. Но, мы получим темнокожих северян, и цыганку Трисс.
К тому же, исходя из книг Сапковского была прекрасная возможность показать неравенство, расизм и геноцид по отношению к разным социальным группам. Я имею ввиду отрицательное отношение людей к эльфам, краснолюдам, низушкам, гномам и многим другим. Корыстное использование Эмгыром эльфов в качестве сепаратистов на территории Севера, изгнание Эльфов из собственных земель, Ривийский погром, избиения и унижения краснолюдов, которые живут в городах и многие другие прецеденты которые были описаны ярчайшим образом и занимали далеко не последнее место в первоисточнике. Но зачем? Можно ведь просто все испортить.
Однако расовая политика не так била по сердечку как феминизм. Он здесь просто ужасен. Королева Калантэ, она кстати была с серебрянными волосами, мудрая, лукавая, серьёзная и совершенно непоколебимая правительница не зря заслужила свои прозвища: Львица из Цинтры, Королева Шипов, Верховная Королева. Но здесь, она превращается в ходящий шаблон фемок 3 волны. Она неуравновешенна, глупа, спесива, она ведёт себя как истеричка, все её реплики касаются либо ненависти к мужчинам (причем все мужчины в сериале показаны просто отвратительно), либо о том, что женщины это сосуд. Как вы думаете, стали бы её бояться и уважать хотя бы крестьянские дети? Да её тут же закидали бы помоями, выйди она на улицу. Это не та женщина, которую побаивался Король Скеллиге, это обыкновенная фемка, которая пойдёт писать комменты об угнетении белых цисгендерных мужчин, и гендерную несправедливость. В книге были образы похожий на воинственную женщину, это Королева Лирии и Ривии Мэва или Сладкая Ветреница Джулия Абатемарко. Но даже ей не подошли бы эти лозунги о неравенстве, и ненависти к мужчинам.
Аналогичные фразы мы слышим и у Йеннифер, в эпизоде где убивают младенца. И видимо только для Этих фраз сцена и была нужна, так как она не вводит ничего принципиально нового, только лишь рассуждения о том, что женщины это сосуд. Что это такое? Где так кошка из книги, которая гуляет сама по себе? Уверенная, стервозная, остроумная и невероятно интересная личность. Её привлекательность помимо внешности была в изящности, грации, холодной, но притягательной. Вместо неё мы видим скромную девочку, со взглядом овечки, которая пытается быть высокомерной, и всё становится еще хуже. Феминизм пытались и продвинуть в сцене с Фольтестом. Вместо хитрого, рассудительного и привлекательного монарха мы получили быдло, который до последнего пытается скрыть связь со своей сестрой. Сценаристы будто намекают: посмотри какая мразь, его сестра стала для него всего лишь сосудом, вот же тварь. Если же вернёмся к первоисточнику, всё будет…. Ровным счётом наоборот. Все и так знают правду, а Фольтест ищет всевозможные способы чтобы расколдовать девочку, и помочь народу, который страдает от стрыги. Практически вся феминистическая повестка в сериале выдумана, и при этом отвратительно реализована. Но покажите реальное отношение к женщинам в оригинальной вселенной. Презренное отношение религиозных деятелей, которые считают женщин орудием хаоса и соучастницами демонов. Или воспевание образа женщины как таковой практически в любой сказке или балладе, у того же Лютика.
Отдельный блок плохих вещей в сериале это ГРЕБАНАЯ ЧЕКАННАЯ МОНЕТА. СКОЛЬКО МОЖНО? Везде, во всех пабликах, на ютубе, в твиттере все только шутят про чертову монету. Причём если прислушаться, то песня то такая себе. Голос не вытянул, а рифмы нет вообще. И да, можно сказать, мол что ты придираешься, это бардовские песни, они все такие. Послушайте песню в оригинале. Английский вариант и в самом деле звучит очень круто. Послушайте, хотя бы разок, и вы поймете что даже настолько примитивную композицию не смогли адаптировать на русский. Я оставлю ссылку на видос с версией на 15 разных языках, послушайте английский вариант, чешский, турецкий: то как там звучит песня у нас сделать откровенно не смогли.
Монтаж и графика. Их нет. ЧТО ДЕЛАЕТ ОПЕРАТОР В НЕКОТОРЫЕ МОМЕНТЫ, ОН ДРОЧИТ? ЧТО С КАМЕРОЙ? Что это за потрясающие эффекты джина, или телепорта? Да я сам такие смогу с помощью футажа сделать за пару минут, куда ушли бабки на монтаж? Мне кажется, что магия в сериале не использовалась именно потому, что они просто не смогли смонтировать. У них поэтому Йенифер и сражается на мечах, потому как они просто не запаривались с эффектами. У создателей была куча вариантов: Заклинания Альзура, сон Ханмарвина, обращение в нефритовую статую, градобитие Трисс Меригольд, некромантия, молнии Йеннифер, различные катаклизмы, магические щиты, погодная магия, руны, ворожба. И из всего этого мы получили….ничего. Я специально посчитал эпизоды, так вот за весь сезон магию на показали: 7 раз. 7 карл. И 3 раза это был ведьмачий знак Аард. Да вы хотя бы трейлер к 3 части игры посмотрите, там магии больше чем во всем сериале. Про монтажёра я и говорить не буду, в некоторых моментах один и тот же кадр появляется через 10 секунд, а звуки идут с опозданием в 2-3 секунды. Вот только во второй серии есть очень раздражающий ляп. Когда Геральт и Лютик идут и разговаривают, постоянно меняется освещение. С одного ракурса они на солнце, с другого - полностью в тени. Потом снова на солнце и снова в тени... Понятно, что дубли снимали в разное время и при режимном освещении, но камон, где бабки? И это та самая попытка замахнуться на игру престолов? Серьезно? Cериал выглядит откровенно дешёвым, костюмы, парики, спецэффекты, декорации, но даже монтаж и тот не смогли провести нормально.
Постановка боёв. Это нечто. Справедливости ради, стоит сказать, что есть один бой, который мне понравился. Это бой на рынке в Блавикене. Он практически полностью снят одним кадром и хорошо поставлен. На этом….всё. Все остальные бои и битвы, неважно с чудищами или людьми – отвратительные. Чудище не будет рвать глотку и грызть жертву, а люди вообще будут падать от взгляда. Бой перед падением Цинтры вообще прекрасен. Посмотрите его отдельно по ссылке ниже.
Мы видим пехоту на одной стороне поля, а на другой – конницу. Пехота против конницы, причем пехота это не пикинёры, которые с помощью пик могли противостоять коннице. Ну да ладно. НО.... Мы знаем, что по сюжету Нильфгаард должен победить. Так вот, кавалерия, то есть конница обычно атаковала двумя вариантами – клином, чтобы раздробить войско на отдельные части, либо линией, чтобы окружить войско сразу спереди и на двух флангах. Итак, начинается бой и…. они просто бегут друг на друга толпой. Без команд, без тактики и стратегии. Более того, секунду назад была конница, а теперь пехота. КУДА СУКА ДЕЛИСЬ КОНИ, ТРИСС ОДНА БЫ ИХ ВСЕХ НЕ СПИЗДИЛА. Я серьезно, посмотрите в оригинале на Нетфликсе, то что я вам показываю запись без склеек. Кони исчезли сами собой. Просто потрясающе. Во время боя вдруг выясняется, что воины Скеллиге не помогут в битве. ЧЁРТ ВОЗЬМИ ЭТО ЖЕ ВАШИ ГЛАВНЫЕ СОЮЗНИКИ, ПОЧЕМУ НЕ ДОЛОЖИЛИ ОБ ЭТОМ ПЕРЕД НАЧАЛОМ БИТВЫ? Примечателен момент, когда убивают Эйста. Присмотритесь к воинам Нильфгаарда. Они просто крутится вокруг себя, это што????
Что с броней? Зачем нужны эти накладки. По этой броне видно, что её печатали на 3д принтере, зачем вам эти искривления на облачении, какую пользу они приносят????
И откровенно говоря, я в печали. У сериала была прекрасная база, и практически все хорошее(помимо саундтреков и игры Генри Кавилла) появилось в сериале лишь благодаря книгам, которые стали его основой. Сериал мог бы и в самом деле сравняться по качеству с Игрой Престолов, но это сравнение видно лишь в бездарной постановке масштабных битв. И там, где можно было бы взорвать современные тренды, и выпустить конфетку, которая понравилась бы очень многим, мы получили лишь убогую пародию. Да чёрт возьми, порнопародии на ведьмака выглядят лучше. Сериалу ставлю 3,5 из 10. Лишь за саундтреки, неплохой цветокор, и внимание к некоторым, очень немногим, каноничным деталям....