Ранее в своих исследованиях Кейтлин Мак-Гинн и её коллеги обнаружили, что дети работающих матерей достигают бóльших высот в своей карьере. Новое исследование показывает: более того, они счастливы.
Выводы исследования
В 2015 году, предварительные результаты новаторского исследования показали, что дочери тех матерей, у которых была работа, зачастую выстраивали более успешную карьеру, чем дочери домохозяек.
Теперь же было опубликовано полное исследование, которое станет еще более радостной новостью для работающих мам. По результатам исследования, дети работающих мам в своей взрослой жизни не менее счастливы, чем дети тех матерей, которые остались дома с детьми.
Профессор Гарвардской школы бизнеса Кейтлин Мак-Гинн надеется, что результаты позволят вздохнуть с облегчением и избавиться от чувства вины мамам, которые работают, чтобы сводить концы с концами, или которые просто выбрали работу вне дома.
«Люди все еще считают, что когда мать ходит на работу, то это каким-то образом негативно сказывается на их ребенке,» — говорит Мак-Гинн, председатель кафедры и профессор Гарварда. – «Результат нашего исследования показывает, что работа матери не сказывается на счастье детей, и это очень важно».
«С постепенным осознанием того, что наши дети не страдают, надеюсь, вина уйдет»
«Вопрос не в том, как вырастить еще более счастливых детей,» — продолжает она. — «Когда женщина принимает решение работать, это финансовый и личный выбор. Женщина должна принимать такое решение, основываясь на необходимости и желании работать, а не на том, причиняет ли она вред своему ребенку. Потому что вреда она не причиняет».
Хорошая новость
Три года после публикации результатов предварительного исследования в «Нью-Йорк Таймс», Мак-Гин и её коллеги столкнулись с рядом возражений. Тогда исследование показало, что женщины, чьи матери работали вне дома, с большей вероятностью работают сами, чаще занимают руководящие должности и получают бóльшую зарплату, чем женщины, чьи матери оставались дома все время.
«Некоторые задавались вопросом о том, насколько более счастливы могут быть дети матерей, которые оставались дома,» — говорит Макгин. — «Некоторые критиковали исследование как очередной эпизод в так называемой "войне мамочек". Но чаще всего откликались мамы, которые были полны чувства вины, сомнений, и страдали из-за неодобрения со стороны окружающих. И они восприняли наше предварительное исследование как хорошую новость».
После публикации предварительных результатов, Мак-Гинн, Майра Руиз Кастро из Кингстонского университета в Великобритании и Элизабет Лонг Линго из Вустерского Политехнического Института, добавили к исследованию второй международный массив данных. Чтобы убедиться, что результаты их исследования воспроизводятся вне зависимости от времени проведения и географии, они сравнили два межнациональных опроса: «Семья и меняющиеся гендерные роли», часть международного социологического опроса, проводившегося с 2002 по 2012 гг., и «Поколение и гендер: основной вопросник» из программы «Поколение и гендер», проводимой с 2002 по 2013 гг.
В общей сложности, два этих исследования охватывают более 100 000 мужчин и женщин из 29 стран, и показывают, как работа матерей влияет на детей во взрослом возрасте: как в профессиональном плане, так и в таких аспектах, как, например, время, проводимое в заботе о своих детях и занятиях домашней работой.
Некоторые критики предполагали, что полученные в предварительном исследовании результаты скорее связаны с уровнем образования матерей, чем с самим фактом того, что они работают. После введения поправки на уровень образования матерей, окончательные результаты снова показали, что факт работы матерей сильно влияет на дальнейшую занятость дочерей.
Полное исследование было опубликовано под названием Изучение для матерей: исследование материнской занятости и последствий для детей
В сравнении с женщинами, чьи матери остались дома и не работали, женщины, чьи матери работали, в 1,21 раз более вероятно трудоустроены, в 1,29 раз чаще занимают руководящие должности, проводят на 44 минуты в неделю больше на работе.
Они также больше зарабатывают. Среди женщин, участвовавших в исследовании в США в 2012 году, работающие дочери работающих матерей зарабатывали в год на $1 880 больше, чем работающие дочери матерей, которые не работали.
А что насчет сыновей работающих матерей?
Во взрослом возрасте карьера дочерей зависит от того, ходили ли их матери на работу, в отношении сыновей такой зависимости не отмечается. Возможно, это связно с тем, что мужчины в целом чаще трудоустроены. Также, по результатам другого исследования, занятия и доход сыновей коррелируют с занятиями их отцов, объясняет МакГинн.
Однако, в областях, не связанных с работой, на сыновей также влияют их работающие матери. Они проводят на 50 минут в неделю больше за заботой и уходом о других членых семьи.
Есть и другие области, в которых отмечается влияние. Сыновья работающих матерей занимают значительно более равноправную позицию в отношении гендерных ролей — они бОльшие сторонники равноправия, чем дочери неработающих матерей. МакГинн выражает удивление этим результатом: получается, влияние материнской занятости может превысить даже подробно описанное и изученное влияние половых различий, когда мы говорим о взглядах людей на то, какие роли они считают подходящими для мужчин и для женщин.
«Сыновья работающих матерей также чаще выбирают в жёны работающих женщин, а на рабочих местах они проявляют более равноправное отношение к гендерным ролям женщин и мужчин,» — отмечает МакГинн.— «Так что, когда мама работает, это влияет на выбор, который сыновья делают в жизни».
Работающие матери сильно влияют на гендерные роли дочерей, предлагая им ролевую модель, которой они могут следовать, пишет МакГинн. Так что, подрастая, дочери часто идут по стопам работающих матерей.
Вернёмся к дочерям
«Видя работающую маму, дочери приходят к выводу, что работа совместима с материнством,» — пишет МакГинн. — «Если ты видишь, что работающая мама управляется со всеми вызовами: работа, семья, дом, —то ты видишь, что это работает. Всё, что мы знаем о ролевых моделях и социальном научении наводит на мысль о том, что дети активно берут жизненные навыки от взрослых, которые их окружают. Всё это вопрос того, что их окружало в детстве».
В отношении домашних дел, дочери работающих матерей на час в неделю меньше тратят времени на работу по дому, в сравнении с детьми матерей, которые остались дома.
При этом, когда исследователи опросили и дочерей, и сыновей, о том, насколько в целом они довольных жизнью, выросшие дети работавших матерей оказались настолько же довольными жизнью, как и дети матерей, которые не работали вне дома.
Другие интересные закономерности исследования
- И сыновья, и дочери работавших матерей получили значительно лучшее образование, чем дети матерей, которые не работали.
- Уровень занятости выросших дочерей связан с занятостью матерей, независимо от того, работали ли матери на позициях, требующих высокой квалификации либо не требующих квалификации. Но женщины, чьи матери работали на позициях, где требуется средняя или высокая квалификация, чаще занимают руководящие позиции, по сравнению с женщинами, чьи матери не работали.
- Влияние того факта, что мать работает, на карьеру дочерей, снижается, если дочери видят других работающих женщин в своем окружении, т.к. они могут стать альтернативными ролевыми моделями. Но сыновья становятся более вовлеченными в заботу о собственных детях только если их мать работала, в противном случае влияния не наблюдается, даже если в их окружении в детстве было множество других работающих женщин.
«Для девочек другие работающие матери становятся источником тех же навыков и поведенческих моделей,» — отмечает МакГинн. — «Для мальчиков их собственная мать и другие женщины в окружении становятся взаимодополняющими и их влияние может взаимно усиливаться».
Облегчить чувство вины
Предыдущие исследования показали, что дети и подростки работающих матерей прекрасно себя ощущают. МакГинн надеется, что новое исследование, в котором было изучено долгосрочное влияние на детей в их взрослой жизни, станет источником уверенности и поддержки для работающих матерей в моменты внутреннего конфликта: когда утром они целуют малышей и отправляются в офис.
«Установка, что матери должны оставаться дома с детьми, является частью женской гендерной социализации, так что, когда вы каждый день разлучаетесь с вашими детьми и идёте на работу, это может быть тягостно», — говорит она. — «Поскольку мы постепенно приходим к пониманию, что дети не страдают, я надеюсь, и чувство вины будет уходить».
Собственные дети также успокаивают своих работающих мам. В панельной дискуссии на Катерпиллар о материнской занятости с участием женщин-руководителей и их выросших детей, МакГинн спросила этих взрослых уже детей: «Какой совет вы дали бы работающим мамам, с учетом всего, что вы пережили в детстве?»
Каждый из этих взрослых, которые в детстве выросли с работающими мамами, выразил в целом одну и ту же мысль. Просто расслабьтесь. У нас всё отлично.
Источник: Harvard Business School
Перевод Олега Пеунова