Продолжение наших новогодних историй - о происхождении Санта-Клауса.
Традиционный Санта – как мы его знаем, на оленях, с мешком - появился не так уж и давно. В таком виде он предстал в Рождественских историях в США в 1822 году - этот образ был взят из сказки одного американского писателя.
А настоящий культ Санта-Клауса возник после 1931 года, когда компания "Кока-Кола" запустила рекламный плакат – дед с бородой в красной шубе с красной бутылкой колы. Реклама оказалась такой мощной, что вместе с напитком был успешно раскручен и дедушка.
Надо сказать, что компания "Кока-Кола" вообще любила использовать в своей рекламе знаменитых персонажей. Я уже рассказывал, как маршал Жуков в конце Второй мировой войны пристрастился к этому напитку. Как писал журнал "Коммерсант Деньги", газировка коричневого цвета была представлена Жукову командующим союзными войсками в Европе американским генералом Эйзенхауэром, большим любителем кока-колы.
Советский маршал тоже полюбил ее - но попросил сделать газировку бесцветной, чтобы его появление с ней в общественных местах не рассматривалось как поклонение символу американского империализма.
По словам журнала Story, бесцветная версия кока-колы была разлита в прозрачные стеклянные бутылки с белой крышкой и красной звездой на ней - и первая партия для Жукова составила 50 ящиков.
Добавлю, что выпуск таких спецбутылок наладили в штате Колорадо - и те, кто знал об этом увлечении Жукова кока-колой, втайне стали между собой шутливо называть его Жуков-Колорадский.
В США Жукова упоминали в статьях, рекламирующих кока-колу, а в СССР все это строго скрывалась – чтобы люди не знали, что маршал полюбил политически чуждый напиток. Жуков не зря так маскировал свою кока-колу: в СССР эта американская газировка считалась как бы символом неприемлемой идеологии.
Вспоминается, как в 1955 году группу журналистов, отправляющихся на стажировку в США, привели на инструктаж к бывшему министру иностранных дел Молотову. Он предложил им задавать вопросы о будущем пребывании в США – и кто-то спросил: "Пить или не пить кока-колу?" Молотов, помолчав, ответил, что лично он этот напиток не употребляет, и дело даже не в качестве вкусе: кока-кола – олицетворение американского империализма и экспансии.
Много позже известный публицист Феликс Чуев записал свои беседы с Молотовым - и в этих беседах явно проглядывало неприязненное отношение Молотова к Жукову. Может, одной из причин было как раз увлечение маршала кока-колой.
Кола была в СССР под запретом - а вот с Санта-Клаусами советские люди тогда познакомились: на выставках военных плакатов союзников в Москве и других городах. В США и в СССР тогда выпускались удивительно похожие плакаты - как Санта и Дед Мороз идут на войну и громят фашистов.
Сейчас времена изменились, и в Москве для детей устраивают спектакли, в которых Дед Мороз громит Санту. В таких спектаклях в разных вариантах повторяется один и тот же незамысловатый сюжет: злой Санта нагло приходит учить жизни наших сказочных персонажей.
На карикатурном ломаном русском языке, постоянно вставляя в свои речи “окей” и “вау”, Санта рассказывает, что Америка лучше всех. Но спектакли неизменно заканчиваются тем, что герои русских сказок во главе с Дедом Морозом прогоняют Санту из России.
А в Нижнем Новгороде придумали свой креатив: там решили Санта-Клауса сжечь. Но подробнее об этом - в следующей публикации, в продолжении наших новогодних историй.