Для тех, кто готов разбить телефон, в двадцатый раз услышав: «Здравствуйте, у вас есть минутка, чтобы узнать о нашем уникальном предложении?»
Разбираемся, можно ли наказать навязчивых рекламодателей по закону: что они нарушают и какая ответственность за это ждёт.
Какие законы нарушают спамеры
Те, кто звонят с навзячивыми предложениями, могут нарушить сразу два закона:
- о рекламе
- о персональных данных
Нарушение можно определить в зависимости от того, что говорят спамеры. Если вы настроены бороться, стоит установить приложение, записывающее звонки. Так будет проще доказать, что те, кто вас беспокоят, действительно пытались что-то продать.
Закон не запрещает записывать телефонные разговоры. Запись можно включить без предупреждения, когда вас с собеседником связывают договорные отношения. Например, вы общаетесь с тем, кому дали в долг. В случае со спамерами сотрудник фирмы добровольно даёт вам информацию о компании и её услугах — это не коммерческая тайна и не сведения о частной жизни. Подобное можно записывать без предупреждения. Но если интересуетесь именем и фамилией, то есть персональными данными того, кто звонит, предупредите, что ведёте запись.
Как жаловаться на нарушение закона о рекламе
Даже если вы звоните в справочную компании, а вам предлагают что-то купить — это уже нарушение закона «О рекламе».
Почему это нарушение
Согласно закону «О рекламе», звонить вам, чтобы прорекламировать услуги, компании могут только с вашего согласия. Под запретом и автоматические звонки, когда звучит одно и то же записанное сообщение, а номер может набирать как человек, так и компьютерная программа.
Но у спамеров есть лазейка. Проверьте, нет ли в договоре с оператором связи пункта о том, что вы хотите получать рекламу. Если есть, то вам спокойно могут звонить.
Что ответить тем, кто звонит?
Спросить, есть ли ваше письменное согласие на звонки с такими предложениями. Попросить не беспокоить, сослаться на нарушение закона о рекламе.
После этой фразы те, кто звонят, обязаны прекратить это делать. Даже если вы раньше давали согласие на получение рекламы.
Если вы настроены решительно, сначала узнайте полное название организации, юридический адрес, фамилию, имя и должность сотрудника, который вам звонит. Можете выяснить, кто заказал рекламу. Но как правило спамеров вопросы настораживают. Они привыкли, что человек отвечает по предсказуемому сценарию, поэтому при таком раскладе могут неожиданно бросить трубку.
Куда пожаловаться?
В Федеральную антимонопольную службу. Жаловаться можно как на спам в СМС-рассылках, так и в звонках. При этом нужно будет заполнить согласие на доступ ФАС к детализации звонков или СМС. Жалобу можно отправить онлайн или отправить заказным письмом.
В заявлении укажите:
- свои данные — фамилию, имя, отчество и место жительства;
- данные спамеров — название компании, юридический адрес;
- что и как она нарушила;
- что хотите, чтобы нарушителей привлекли к ответственности;
- доказательства — оригиналы и копии документов.
Доказательства — это запись и детализация звонков. Детализация показывает, с какого номера и в какое время вам звонили. Аудиозапись или письменная расшифровка разговоров даст понять, что вам действительно пытались навязать покупку товара или услуги.
На рассмотрение жалобы уходит месяц. Срок могут продлить ещё на месяц. Об этом специалисты ФАС вам напишут. Если они найдут нарушение, будет возбуждено административное дело.
Какое наказание ждёт спамеров
Компания должна доказать, что у неё есть ваше согласие на получение рекламы. Если она не сможет этого сделать, её оштрафуют. Суммы штрафа для должностных лиц — от 4 000 до 20 000 рублей, для компаний — от 100 000 до 500 000 рублей.
По статистике ФАС, в 2017 году большинство жалоб на нарушение закона о рекламе — это жалобы именно на распространение спама по интернету и мобильной связи.
Как жаловаться на нарушение закона о персональных данных
Что говорят спамеры: «Иван Иванович, добрый день!» (называют вас по имени-отчеству).
Почему это нарушение
Потому что есть закон «О персональных данных», который защищает. Если вы не давали своего согласия на их обработку, то компании нельзя их использовать.
Что ответить тем, кто звонит
«Откуда у вас мой номер телефона? Кто предоставил вам мои личные данные? Я разрешал вам их использовать? Есть ли у вас документ на обработку персональных данных, который я подписал?»
Требуйте удалить вашу персональную информацию из базы данных. Как и в предыдущем случае, постарайтесь узнать полное название организации, юридический адрес, фамилию, имя и должность сотрудника, который вам звонит.
Куда пожаловаться
В Роскомнадзор. Жалобу можно подать лично в любом отделении, отправить по почте заказным письмом или заполнить форму онлайн на официальном сайте.
В заявлении указать:
- вашу фамилию, имя и адрес для связи;
- место, где произошло нарушение;
- название организации-нарушителя;
- её юридический адрес, ИНН;
- приложить доказательства — детализацию звонков, полученную у оператора связи, расшифровку разговоров и прочее;
- попросить привлечь организацию к ответственности за нарушение закона.
Рассматривать жалобу будут месяц. Срок могут продлить ещё на месяц. Точно также, как и ФАС, Роскомнадзор направит жалобщику документ с решением по этому вопросу.
Какое наказание ждет спамеров
Организацию — на сумму от 15 000 до 75 000 рублей. Должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.
Какие меры защитят от спамеров?
Если вы не настроены вести борьбу, можно заняться профилактикой. Чтобы не страдать от навязчивых звонков и сообщений, лучше не попадать в базы данных спамеров.
- Читайте условия при оформлении скидочных и бонусных карт. Пункт о рекламных рассылках может быть прописан мелким шрифтом.
- Старайтесь не оставлять свой номер телефона на сайтах в интернете или в магазинах.
- Поставьте мобильное приложение, которое блокирует рекламные звонки. Например, «Блокировка звонков», Truecaller, Call Control.
- Также эффективным способ является приложение Яндекс. Установите его на свой телефон и включите функцию Определитель номера. На экране при звонке будет появляться информация о звонящем.