Военно-судебный архив.
Часть 3. «Авиаштрафники» «смывали вину кровью» как в сухопутных, так и в «небесных» штрафбатах. Например, известный воздушный ас Балтики, командир авиазвена 3-го гвардейского истребительного авиаполка капитан Г.Д. Костылев воевал в сухопутном штрафном батальоне. По воспоминаниям сослуживцев, он был истребителем от бога, имел свой, изящный и неповторимый, летный почерк. За годы войны сбил лично не менее 20 и в группе 34 самолета противника. Балтийский ас стал одним из прототипов Константина Лунина, главного героя известной книги Н. Чуковского «Балтийское небо», по мотивам которой был снят не менее известный кинофильм. Золотую Звезду Героя ему присвоили 23 октября 1942 года. А 1943 году за избиение офицера-тыловика Костылев был судим, разжалован и направлен в штрафную часть на Ораниенбаумский плацдарм.
В архивных документах порой встречаются такие записи: летчик 11-го истребительного авиаполка ВМФ Н.Н. Исламов 21 января 1943 года осужден военным трибуналом на 8 лет, разжалован в рядовые и направлен на 3 месяца в штрафбат. Через два месяца за образцовое выполнение заданий командования и проявленное мужество судимость снята и Исламов восстановлен в звании[1].
В сентябре 1944 года самолет-торпедоносец «Бостон» (A-20G) 36-го минно-торпедного авиационного полка Северного флота, пилотируемый капитаном Протасом, атаковал и потопил свою же подводную лодку - гвардейскую Щ-402.
Г.Ц. Свирским, который служил в годы войны в авиации Северного флота, приведена в его книге «Штрафники» история осуждения за эту трагедию начальника штаба майора Фисюка. По версии Свирского, начштаба, напившись, забыл сказать экипажу дежурного торпедоносца о нахождении в районе м. Гамвик нашей подлодки Щ-402. «Так погибла, - писал Г. Свирский, - одна из самых известных в Заполярье геройская лодка капитана 2-го ранга Каутского, а майор Фисюк был отдан под суд военного трибунала, разжалован в рядовые и отконвоирован в штрафбат, на полуостров Рыбачий»[2].
Ранее мной приводилось несколько аналогичных историй, когда на почве пьянства на скамье подсудимых оказывались воздушные асы, Герои Советского Союза. Или по причине злоупотребления спиртным они вообще не становились Героями, несмотря на большое количество сбитых самолетов противника[3].
Дважды Герой Советского Союза гвардии капитан Александр Федорович Клубов в мае 1944 года был осужден военным трибуналом армии за хулиганские действия, учиненные им в состоянии опьянения и выразившиеся в причинении ранения мотористу из соседнего полка. Друг Клубова, наш прославленный летчик А.И. Покрышкин, описывал произошедшее в своих мемуарах довольно противоречиво[4]. А уточнить его версию об условном осуждении Клубова не представилось возможным, поскольку пока не обнаружен приговор по этому делу.
Командир штрафного батальона А.В. Пыльцын рассказал о героическом подвиге бывшего капитана, летчика с необычной фамилией – Смешной, прибывшего в штрафбат в самом конце войны – в апреле 1945 года: «Он получил 2 месяца штрафбата за то, что во время перегона по воздуху новых самолётов из тыла на фронт один из его подчиненных то ли из-за ухарства, то ли из-за разгильдяйства не справился с управлением, разбил машину и погиб сам. На Одерском плацдарме Павел Смешной воевал очень достойно, уничтожил несколько танков, мощных огневых точек и немецких вояк, но героически погиб, прикрывая нас огнем. Я ходатайствовал о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Не дали»[5].
Из наградного листа Павла Антифеевича Смешного: «Тов. Смешной 17.04.45 года одним из первых в роте переправился на западный берег р. Одер. Гранатами уничтожил две огневые точки противника, …огнем из автомата и трофейного оружия в этом бою уничтожил до 100 солдат противника, …в рукопашной схватке с врагом геройски погиб…»[6].
Существовала также практика перевода осужденных летчиков в штурмовые авиаполки, где они летали на Ил-2 в качестве стрелков-радистов. Размещались в самолете «задом наперед», то есть сидели в своей незащищенной кабине лицом к хвосту и нередко гибли.
Так, летчик-истребитель Л.З. Маслов припомнил фронтовой эпизод, когда в воздушном бою 19 мая 1944 года погиб летчик 31-го истребительного авиаполка капитан Н.И. Горбунов, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза. Вину за это возложили на его ведомого лейтенанта В.Д. Мещерякова, не прикрывшего Горбунова в том бою. За это Мещеряков был осужден военным трибуналом с отсрочкой исполнения приговора и направлен стрелком на Ил-2[7].
Инженера-капитана А.Л. Кадомцева[8], возглавившего после войны авиацию ПВО страны, военный трибунал приговорил в 1944 году к десяти годам лишения свободы за поврежденный при посадке Як-1. Самолет быстро восстановили, а Кадомцева направили стрелком в 30-й бомбардировочный авиаполк.
В воспоминаниях летчика 312-го штурмового авиаполка Н.И. Штангеева есть упоминание о штрафнике, летчике-истребителе Зинине. Видимо речь идет об Иване Дмитриевиче Занине. Он воевал командиром авиаэскадрильи 49-го истребительного авиаполка. А после осуждения в начале 1944 года оказался в 312-м штурмовом авиаполку, где проявил себя геройски и в 1945 году был удостоен звания Героя Советского Союза.
Летчик 566-го штурмового авиаполка Ю.М. Хухриков рассказывал, что к ним в полк присылали провинившихся офицеров, в том числе не являвшихся летчиками, и «они выполняли 10 полетов в качестве воздушных стрелков». Например, у Героя Советского Союза летчика 820-го штурмового полка Н.И. Пургина стрелком был штрафник - летчик-истребитель майор Шацкий, у летчика 672-го штурмового полка Г.Г. Черкашина – «старший лейтенант, штурман дальнебомбардировочной авиации, который в Кременчуге по пьяному делу застрелил милиционера» [9]…
Большинство осужденных трибуналами летчиков воевало в сухопутных штрафных частях. Хотя существовали и штрафные авиаэскадрильи. Их начали создавать после издания приказа НКО № 227 1942 года и в соответствии с директивой Ставки ВГК № 170549 от 4 августа 1942 года. Однако широкого распространения они не получили.
Ивана Евграфовича Федорова, возглавлявшего в августе-сентябре 1942 года штрафную авиагруппу, образованную в 3-й воздушной армии, некоторые исследователи называют самым результативным советским летчиком, сбившим чуть ли не сотню самолетов противника. На самом деле его успехи намного скромнее. Между тем, его многочисленные рассказы о штрафной авиагруппе основаны на реальных событиях. Хотя утверждение Федорова о том, что это была единственная штрафная авиачасть, не соответствует действительности.
Известно, например, что три штрафных эскадрильи было создано в 8-й воздушной армии (истребительная, штурмовая и легкобомбардировочная). В составе 1-й воздушной армии была сформирована штрафная эскадрилья бомбардировщиков. Об этом, написал в своих мемуарах генерал-майор авиации Л.А. Дубровин, оговорившись, правда, что в боях она не участвовала[10].
По воспоминаниям И.Е. Федорова среди его «штрафников» было немало «сорвиголов». Например, трое летчиков попали к нему на исправление, поскольку, не дождавшись ужина, посадили повара в котел с горячей водой[11]. Можно предположить, что Иван Ефграфович имел в виду историю, которую приписывают дважды Герою Советского Союза П.М. Камозину[12]. По одной версии, он то ли сварил, то ли обварил повара. По другой (ее озвучил летчик 101-го гвардейского истребительного авиаполка Б.С. Дементеев) – Камозин избил начальника продслужбы полка[13]. Его отстранили от полетов, но до суда дело не дошло.
Среди самых известных летчиков своего штрафбата И.Е. Федоров не раз называл лейтенанта Алексея Михайловича Решетова. Специалисты утверждают, что из числа летчиков, которые специализировались на ведении воздушной разведки, А.М. Решетов был самым результативным – он сбил более 30 самолетов противника. Причем, свою первую победу одержал в первый же день войны, сбив в небе над Черновицами немецкий Ju-87. «Штрафником» Решетов стал на основании приговора военного трибунала, который осудил его за расстрел в воздухе самолета своего ведомого, неоднократно из-за трусости бросавшего ведущего в схватках с противником.
Между тем, документальных подтверждений этому пока также не найдено. Известно, что Решетов воевал в составе 273-го истребительного авиационного полка (31-го гвардейского) и в августе 1942 года громил врага в воздушных боях под Сталинградом. Поэтому и возникли сомнения в том, что он мог входить в группу «авиаштрафников» И.Е. Федорова.
Теперь о другом Федорове – Иване Васильевиче. Он один из лучших советских летчиков-истребителей, летавших на «яках». На фронт попал только весной 1943 года. Начинал войну сержантом, на ее завершающем этапе был капитаном, а после войны стал генералом. В 106 воздушных боях одержал лично 36 побед, 9 самолетов уничтожил штурмовыми действиями на земле.
В отличие от своего однофамильца – Ивана Евграфовича Федорова – воздушные победы Ивана Васильевича, ни у кого сомнений в своей достоверности не вызывают. Он бесспорно был одним из самых бесстрашных и отчаянных воздушных асов. И тем не менее, был необоснованно обвинен командованием в трусости.
В сентябре 1943 года командующий 8-й воздушной армией Т.Т. Хрюкин устроил летчикам разнос за невыполнение поставленных перед ними задач по прикрытию наземных войск[14] и приказал отдать Д.Е. Николаенкова и И.В. Федорова под трибунал.
Н.Г Бодрихин писал: «Послушные следователи наскоро приговорили летчиков соответственно на 12 и на 8 лет лишения свободы. Их было велено отчислить из авиации и направить в штрафную роту. Твердая позиция комдива А. Корягина и комкора Е. Савицкого, потребовавшая от них немалого гражданского мужества, позволила оставить осужденных в корпусе»[15].
Командир корпуса Е.Я. Савицкий вспоминал в своих мемуарах: «Надо сказать, что оба они достойно сражались и били врага в воздухе до последнего дня войны. А после войны необходимость в исполнении приговора отпала сама собой: и Николаенков, и Федоров многократно доказали свою преданность Родине, проявив при ее защите от фашистских захватчиков и личное мужество в боях, и высокое летное мастерство»[16].
К сказанному остается добавить, поскольку Е.Я. Савицкий об этом не написал, что после провозглашения приговора он объявил летчикам – за каждый сбитый лейтенантом Федоровым самолет с него будут снимать по одному году лагерного срока и приказом по корпусу с этой целью перевел его в «свободные охотники».
Аналогичным образом искупали вину за совершенные преступления и другие летчики-асы.
И.П. Неуструев и Ф.Я. Морозов были удостоены звания Героев Советского Союза одним Указом от 28 сентября 1943 года, то есть как раз в то время, когда И.В. Федоров оказался на скамье подсудимых. Неуструев к тому времени уже успел побывать под трибуналом. В августе 1941 года он был осужден за преступную халатность к 10 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора. Его оставили в действующей армии, штрафатов тогда не было. Морозову трибунал определил такое же наказание в ноябре 1944 года за избиение группой летчиков инструктора, который от побоев скончался. Гвардии майора разжаловали в рядовые, но оставили в своей части. По числу боевых вылетов (857) он был лидером среди летчиков-истребителей, 7 раз был ранен. По воспоминаниям лётчика 31-го гвардейского истребительного авиаполка Г.В. Кривошеева: «Командующий армией Вершинин принял такое решение: «Раз тебе дали 10 лет, собьёшь 10 самолётов - снимем судимость». А дело уже под конец войны было. Так вот все, с кем он летал, свои сбитые писали на него. Ведь для нас он был бог, даже рядовым. Мы же понимали, кто он и кто мы. Я с ним вылетов 10 - 15 сделал, сбивал. Так что к концу войны 10 самолётов набрали, и его восстановили комэском, вернули звание майора»[17].
К.А. Красавин, имевший на боевом счету еще на 1-м Прибалтийском фронте около 20 сбитых вражеских самолетов, стал по причине судимости Героем Советского Союза только через год после победы.
[1] Цапов И.И., Конев В.Н., Мясников Ю.А. Гвардейцы Балтики крылатой. М. ООО "Дельта НБ", 2006. 29 августа 1943 г. Н.Н. Исламов был сбит в воздушном бою в районе о. Койвисто.
[2] Свирский Г.Ц., электронная версия книги «Штафники» на сайте РусГлобус.
[3] Звягинцев В. Е. Трибунал для «сталинских соколов». М. ТЕРРА-Книжный клуб, 2008.
[4] Покрышкин А.И. Небо войны. М. Воениздат. 1980.
[5] Беседа с генерал-майором А.В. Пыльцыным (на сайте - https://pravoslavie.ru/103283.html).
[6]Сайт «Память народа», № записи 29714653. П.А. Смешной был посмертно награжден Орденом Отечественной войны I степени.
[7]Драбкин А. Я дрался с асами Люфтваффе, М., Яуза Эксмо, 2006, С. 204.
[8]Генерал-лейтенант авиации Кадомцев Анатолий Леонидович (1920-1969) погиб при полете на экспериментальном образце самолета МИГ-25П.
[9]Драбкин А. Я дрался на Ил-2. М. Яуза, Эксмо, 2005, С. 18,39, 227
[10] Дубровин Л. А. Пикировщики. — М. Воениздат, 1986, С. 110-112
[11]Очерк Н. Позднякова «Командир штрафников» в газете «Совершенно секретно», №6, 2001
[12]Гвардии майор Камозин Павел Михайлович (1917-1983) совершил 188 боевых вылетов, в 70 воздушных боях им сбито лично 35 самолётов противника и 13 - в групповых боях.
[13]Драбкин А., Я дрался с асами Люфтваффе, С. 324-325
[14] Тимофеев В. А. Товарищи летчики. — М.: Воениздат, 1963, С. 328
[15] Бодрихин Н.Г. Советские асы. Очерки о советских летчиках. — М, ЗАО КФК "ТАМП", 1998 с.215-216
[16] Савицкий Е.Я. Полвека с небом. — М.: Воениздат, 1988С. 114-115
[17] Драбкин А. Я дрался с асами Люфтваффе, С. 24-25