После вынужденного переселения еврейских общин из Польши и Белоруссии, в середине 19-го века, селились они в основном на юге России, в частности на Херсонщине. В Херсонской губернии еврейские колонии объединены были в специальные округа, которые возглавляли смотрители из «образованных немецких колонистов».
Позднее отмечалось: “Было признано необходимым привлечь в еврейские колонии различными льготами немецких колонистов для примера хозяйствования. Ставилась задача о поселении одной немецкой семьи на десять еврейских дворов в каждую еврейскую колонию. Евреи подпадали под надзор крепко ставших на ноги немцев – колонистов, но это их не пугало”.
Известны случаи, когда вновь прибывшие евреи – переселенцы сами просили использовать такой способ обучения земледелию. Таким образом, успешное земледелие, даже при финансовой помощи правительства России и попечительстве, оказывалось проблематичным для большинства переселенцев, ранее к этому труду не приученных.
При этом сама финансовая помощь и попечительство имели такие недостатки, что зачастую на местах (а прибывали в разные годы сюда не только немцы и евреи, но и шведы) земледельцами ощущались далеко не в задуманной где то “наверху” полноте.
Ранее, еще при Екатерине II опыт переселения немецких колонистов показал, что даже при значительных финансовых затратах, на которые шло российское правительство для освоения пустующих земель (более тысячи (!) рублей на семью) результат был плачевным, если ранее эти люди на земле не работали.
Поэтому не только в годы стойких неурожаев, но в иные времена часть переселенцев разбредалась по иным городам и весям – одни с разрешения властей, другие покидали колонии самовольно.
В среднем на семью, приходилось порядка 40 десятин целинных земель; конечно, реальная возможность обработки такого количества целины зависела и от состава семьи и от возможностей и стремления кормиться именно от своих наделов.
В те времена заведывание еврейскими колониями возложено было на специально для этого созданный Попечительский комитет. Сами же еврейские колонии теперь уже почти повсеместно управлялись сельскими старостами из немецких колонистов, которых ряд получаемых в таком случае привилегий вполне устраивал.
Такой староста, еще весной обрабатывал выделенные ему дополнительно десятины и готов был теперь вполне исполнять возложенные на него обязанности, начав со встречи ожидавшихся со дня на день переселенцев. Личной же его заботой был осенний сбор урожая, а главное – посев озимых, что должно было служить и первым наглядным уроком для переселенцев.
Сам староста землю получал на таких же правах, что и остальные колонисты, то есть были все они земледельцами - арендаторами!
Такой порядок помогал многим трудолюбивым евреям-переселенцам не просто выживать на новом месте, но и осваивать профессию земледельца, жить в достатке, обеспечивая свою большую семью всем необходимым!
Предыдущая статья по теме здесь!