В 2019 году был разработан «Реестр системных проблем российского бизнеса». В него вошли 296 пунктов. Половина из них остаются не решенными с 2015 года, несмотря на громкие обсуждения в профессиональной среде.
Рассмотрим 4 главных проблемы производства промышленной продукции в России.
1.Высокая налоговая нагрузка
ФНС России опубликовала данные о налоговой нагрузке на промышленные предприятия за 2019 год – этот показатель составляет от 2,2 до 52,5 % в зависимости от отрасли. Средняя нагрузка – 11%.
Однако согласно информации из исследования Всемирного банка, средний показатель составляет 47% и включает в себя все платежи: на прибыль, труд и косвенные налоги.
Аналитики из Института Столыпина подсчитали, что за период с 2018 по 2019 год налоговое бремя в промышленности выросло в 2,5 раза вопреки заверениям политиков о его сокращении.
У предприятий нет возможности развиваться в условиях, когда больше половины прибыли уходит на уплату налогов.
2.Административное давление
Если ранее проблему административного давления на бизнес было принято только озвучивать, то в 2019 году Генеральная прокуратура инициировала проверку контрольных ведомств в 10 регионах, попавших в «черный список» по индексу административного давления.
Однако эксперты считают, что это не будет эффективно: на каждое предприятие по-прежнему приходится 5-10 контролирующих органов. Нередко деятельность коллективов направлена на создание «правильной картины» для проверяющих, а не на развитие производства.
Владельцы предприятий уверены, что пока не снизится количество проверок и контролирующих структур, ситуация не улучшится.
3.Низкоквалифицированный труд
Кадровый дефицит на промышленных объектах – самый острый в России. Специалисты объясняют это тотальным разрушением производства в 1990-х годах, когда необходимость в профессионалах отпала.
Тенденция наблюдается до сих пор – учебные заведения часто готовят специалистов без учета реальных потребностей предприятий. Это снижает производительность труда.
А работники, получающие образование заграницей остаются там же из-за более привлекательных условий труда и высокого уровня жизни.
4.Проблемы со сбытом
Наличие барьера входа на отечественный рынок тоже тормозит развитие промышленности.
Низкий сбыт продукции объясняется сразу несколькими причинами:
- неравными условиями конкуренции. Несмотря на заявления о поддержке отечественного производителя, зарубежным предприятиям-гигантам проще выйти на российский рынок. Во многом это «заслуга» коррумпированных чиновников;
- падением платежеспособного спроса. Конечный потребитель – население, беднеет. Согласно исследованию Альфа-Банка, 82% владельцев бизнеса беспокоит именно снижение реальных доходов россиян, которые вынуждены сокращать расходы;
- нет денег на рекламу и продвижение. Из-за непомерной налоговой нагрузки, стоимости сырья и других затрат, предприятия экономят на рекламе.