Найти в Дзене
Аспид не согласен!

Як-9 - Универсальный солдат. Часть 12. И швец, и жнец...

Оглавление

И снова продолжение статей про Як-9.

Як-9 - Универсальный солдат Часть 1 - рождение

Як-9 - Универсальный солдат. Часть 2 - буква "Т"

Як-9 - Универсальный солдат. Часть 3 - буква "Д"

Як-9 - Универсальный солдат. Часть 4 - "ДД"

Як-9 - Универсальный солдат. Часть 5 - "М"

Як-9 - Универсальный солдат Часть 6 М-106.

Як-9 - Универсальный солдат Часть 7 М-107

Як-9 - Универсальный солдат Часть 8 - "У"

Як-9 - Универсальный солдат Часть 9 - "УТ"

Як-9 - Универсальный солдат Часть 10 - "П"

Як-9 - Универсальный солдат. Последний бой.

-2

Да, основная линия Як-9 примерно, в общих чертах разобрана. Но кем только универсальный Як не работал. Естественно, в первую очередь наследник учебно-тренировочного истребителя УТИ-26, он же Як-7 УТИ стал кем? Правильно...

Як-9В - вывозной

Як-9 - это ведь дальнейшее развитие истребителя Як-7. А Як-7 - это боевой истребитель, переделанный из учебно-тренировочного УТИ-26.

Но - после того как начался выпуск боевых Як-7 необходимость обучать пилотов никуда не пропала, наоборот - война требовала много, очень много пилотов. Учебно-тренировочный Як тоже был модифицирован - и стал учебным Як-7В, с неубирающимся шасси и двойной кабиной.

Старенький Як-7В отработал всю войну, исправно вывозя курсантов. НО настало время подумать и о смене.
Старенький Як-7В отработал всю войну, исправно вывозя курсантов. НО настало время подумать и о смене.

А со временем на смену Як-7В пришел вывозной учебно-тренировочный истребитель на базе Як-9 - Як-9В.

Як-9В - сменил заслуженную "семерку". Интересно, что он имел 20-мм пушку, так что при случае мог и в бою поучаствовать.
Як-9В - сменил заслуженную "семерку". Интересно, что он имел 20-мм пушку, так что при случае мог и в бою поучаствовать.

Як-9В строился как учебно-тренировочный истребитель с 1945 года. Интересно, что основой его стал Як-9Т, с которого сняли 37-мм пушку и заменили ее на ШВАК, поставили дополнительный фотопулемет, вторую кабину и оборудование. Центровка ушла назад, что осложнило управление, но большой проблемой это не стало.

Позднее Як-9В делали уже на основе фюзеляжа универсального Як-9М - из них переделали 337 самолетов из общего выпуска в 793 машины. Тысячи пилотов ВВС учились тактике и технике воздушного боя на этом варианте Як-9.

Был вариант учебно-тренировочного Як-9 и на базе Як-9У - с мотором М-107. Но в серию не пошел - просто не было смысла. Як-9В свои задачи выполняли, а для обучению полетам на реактивных машинах нужен был новый учебно-тренировочный истребитель.
Был вариант учебно-тренировочного Як-9 и на базе Як-9У - с мотором М-107. Но в серию не пошел - просто не было смысла. Як-9В свои задачи выполняли, а для обучению полетам на реактивных машинах нужен был новый учебно-тренировочный истребитель.

Як-9 "Курьерский"

Есть скоростной истребитель, имеющий фюзеляж со сдвоенной кабиной. А еще есть большое крыло Як-9ДД с огромным запасом топлива, дающим высокую дальность. убираем из второй кабины ненужное оборудование, а взамен обшиваем кабину тканью, делаем карманы и держатели для карт и документов - вуаля, готов скоростной курьерский транспортный самолет для перевозки одиночных пассажиров быстро и на большие расстояния.

Як-9 Курьерский. Даже по окраске видно что самолет явно не боевой. Кстати, расцветка бело-красная - очень красивая машина. Яки еще до войны отличались качеством изготовления и отделки самолетов.
Як-9 Курьерский. Даже по окраске видно что самолет явно не боевой. Кстати, расцветка бело-красная - очень красивая машина. Яки еще до войны отличались качеством изготовления и отделки самолетов.

Изготовлен один экземпляр, по факту он так и не понадобился. Но - и на это был способен Як-9.

Як-9Р - разведчик

Разведчик - опаснейшая профессия. Он слишком многое может увидеть, а значит и охота за ним идет всерьез, как за главным врагом. Разведчик должен пробраться туда, где самое опасное место, где сконцентрированы силы противника - а значит прикрыты зенитками и истребителями - все разглядеть, сфотографировать и уйти.

И тут проблема. Фотоаппаратура тяжелая и объемистая. Ее можно установить на бомбардировщик - но бомбардировщик машина медлительная, даже если это бывший истребитель Пе-2. Судьба бомбера, летающего на разведку... помните "Хронику пикирующего бомбардировщика"?

Не все задумываются о том, что это такое - летать на медлительном, тяжелом бомбере на разведку. Одиночный Пе-2 против "фоккеров" - стерегущих свой квадрат, "фоккеров", созданных для того чтобы убивать такие вот бомбардировщики. Какие шансы даже не на то, чтобы найти этот чертов аэродром - а просто на то, чтобы вернуться живыми от стаи охотников? Помните, сколько машин потеряли в фильме советские пилоты в поисках гнезда "фоккеров"? Спастись можно только чудом. Но чудеса рано или поздно заканчиваются...
Не все задумываются о том, что это такое - летать на медлительном, тяжелом бомбере на разведку. Одиночный Пе-2 против "фоккеров" - стерегущих свой квадрат, "фоккеров", созданных для того чтобы убивать такие вот бомбардировщики. Какие шансы даже не на то, чтобы найти этот чертов аэродром - а просто на то, чтобы вернуться живыми от стаи охотников? Помните, сколько машин потеряли в фильме советские пилоты в поисках гнезда "фоккеров"? Спастись можно только чудом. Но чудеса рано или поздно заканчиваются...

А ставить аппаратуру в истребитель - так он маленький, истребитель, там просто некуда эту громоздкую апаратуру запихать. Стоп, это на других истребителях некуда, а на Як-9 ведь есть место, в котором была вторая кабина. И места там полно!

Як-9 ведь был развитием учебно-тренировочного УТИ-26, у которого была двойная кабина. У ранних Як-7Б рудименты второй кабины сохранялись, даже пол кабины монтировался.

Естественно, на Як-9 уже никакой второй кабины не было... кабины-то не было, а вот место под нее осталось. И это место можно было использовать.

Як-9Р - внешне почти не отличается от обычного Яка. Внимания привлекает мало - ну, истребитель как истребитель, ничего особенного. Но за кабиной пилота отсек, в который можно установить фотоаппарат, а под ним - открывающийся люк.
Як-9Р - внешне почти не отличается от обычного Яка. Внимания привлекает мало - ну, истребитель как истребитель, ничего особенного. Но за кабиной пилота отсек, в который можно установить фотоаппарат, а под ним - открывающийся люк.

Совсем другое дело. Конечно, полностью заменить Пе-2 он не мог - один пилот Яка не мог видеть столько же, сколько экипаж Пе-2, да и точно снимать цель пилоту, не видя что под ним, было сложно. Но зато - это полноценный скоростной истребитель. Скорость, как и у обычного Як-9, под 600 км в час. Прошел над районом цели - сфотографировал все что внизу, и попробуй, догони его. А если догнал - Як-9 даже с фотоаппаратом это совсем не медлительный Пе-2, попробуй, сбей.

...горё кошкам, которые нападут на такую мышь!
Шевалье Д'Артаньян, гасконец. (с) Три мушкетера, А. Дюма.

Да и внимания одиночный Як или пара Яков привлекает намного меньше чем одиночный Пе-2. Мало ли по каким делам летает этот истребитель. Надо ли вообще зениткам в него стрелять? Начнешь стрелять - сразу себя раскрыл, так что зачем стрелять-то? Пусть себе летает, что там этот пилот Як-9 увидит с такой высоты и без фотоаппаратуры? А вот если летит одиночный Пе-2 тут не надо быть Нострадамусом чтобы понять, что это разведчик и ради чего он задумал тут полетать.

Строились даже два варианта Як-9Р - с разными фотоаппаратами, соответственно в варианте ближнего и дальнего разведчика. Дальний получил крыло Як-9Д с дополнительными баками и имел дальность до 1400 км.

Як-9Б, он же Як-9Л. Бомбардировщик.

И самая неожиданная роль Як-9 - бомбардировщик. То есть бомбы-то таскать для истребителя дело привычное, но вешают их на наружной подвеске, под крыло или центроплан. Аэродинамика портится, даже после сброса бомб теряется пара десятков километров в час скорости - бомбодержатели-то торчат наружу.

Но - это на других истребителях, а у Як-9 есть что? Правильно, все то же самое свободное место за кабиной пилота, а значит...

Як-9Б сбрасывает бомбы из бомбоотсеков, расположенных внутри самолета. И после сброса это уже обычный Як - истребитель.
Як-9Б сбрасывает бомбы из бомбоотсеков, расположенных внутри самолета. И после сброса это уже обычный Як - истребитель.

За кабиной пилота устанавливается внутренний бомболюк - четыре крепления, на каждое из которых подвешивается бомба ФАБ-100 - либо, если необходимо, кассета с противотанковыми кумулятивными ПТАБ 2,5-1,5. Для установки бомб снималась сделанная легкосъемной задняя часть фонаря кабины и специальным приспособлением бомбы подтягивались "сквозь" фюзеляж. Такие возможности давала "устаревшая" конструкция фюзеляжа - сварная балка.

Размещение бомб на самолете Як-9Б. Бомбы уложены под углом 75 градусов к продольной оси самолета, сбрасывались электроспуском или аварийным механическим спуском. Бомбежка разрешалась с пикирования под углом до 45 градусов, при углах более 50 градусов могли возникнуть проблемы с выходом бомб из бомболюка. При этом прицел РБП-1 наоборот, позволял рассчитывать упреждение только при атаке с углом пикирования свыше 50 градусов.
Размещение бомб на самолете Як-9Б. Бомбы уложены под углом 75 градусов к продольной оси самолета, сбрасывались электроспуском или аварийным механическим спуском. Бомбежка разрешалась с пикирования под углом до 45 градусов, при углах более 50 градусов могли возникнуть проблемы с выходом бомб из бомболюка. При этом прицел РБП-1 наоборот, позволял рассчитывать упреждение только при атаке с углом пикирования свыше 50 градусов.

Всего Як-9Б мог унести 4 бомбы ФАБ-100 либо 128 ПТАБов - как штурмовик Ил-2. Правда, с полной нагрузкой продольная устойчивость самолета оказывалась неудовлетворительной - управлять становилось сложно.

Як-9Б из состава 130 ИАД, Восточная Пруссия, 1945 год.
Як-9Б из состава 130 ИАД, Восточная Пруссия, 1945 год.

Конечно, отсутствие прицельных приспособлений не позволяло наносить точные удары, но, тем не менее, результаты испытаний на фронте оказались очень неплохими.

В горизонтальном полете пилот «устанавливал» цель на капоте двигателя, затем находил какой-либо ориентир на земле лежащий на линии прицеливания и летел в направлении этого ориентира. Когда цель полностью закрывалась носом Яка, пилот считал до трех и сбрасывал бомбы. Поэтому на козырьке кабины, капоте двигателя и крыльях были нанесены линии, помогающие лучше прицеливаться при сбросе бомб....
С. В. Иванов "Як-1/3/7 /9 во второй мировой войне"

Естественно, использовались и другие, нестандартные методы прицеливания - опытные пилоты могли укладывать бомбы ФАБ-100 в 50-ти метровый круг. С ПТАБами было иначе - высыпать полосу ПТАБов на колонну техники было проще.

Як-9Б высыпал 128 ПТАБов - попадание одной такой маленькой бомбы смертельно для любого танка вермахта
Як-9Б высыпал 128 ПТАБов - попадание одной такой маленькой бомбы смертельно для любого танка вермахта

До сброса бомб вести боя на Як-9Б было тяжело, но тем не менее, известны случаи когда с полной загрузкой бомбами Як-9Б атаковали самолеты противника и одерживали победы.

Наиболее объективную информацию для оценки пригодности Як-9Б дали, однако, государственные испытания. Они проводились в 130 ИАД в период с 18 декабря по 20 февраля 1945 года. Официальные результаты воздушных боев позволяли утверждать, что модификация «Б» была хорошим истребителем и хорошим бомбардировщиком. Соотношение сбитых было 24:4 в пользу советских машин.
Так, например 22 октября 1944 года 50 Як-9Б из двух полков: 409 ИАП и 909 ИАП, и эскадрилья штурмовиков из 311 ШАД (Штурмовая авиадивизия) вылетели для удара по вражескому аэродрому. В пути им встретилась пара FW-190, два Як-9Б отделились от строя и, несмотря на то, что были нагружены бомбами, подбили один «фокке-вульф».
С. В. Иванов "Як-1/3/7 /9 во второй мировой войне"
Эскадрилья "Малый театр - фронту", построенная на средства собранная артистами и работниками Малого театра, была укомплектована именно самолетами Як-9Б. Все они воевали в составе 130 ИАД на 3-м Белорусском фронте.
Эскадрилья "Малый театр - фронту", построенная на средства собранная артистами и работниками Малого театра, была укомплектована именно самолетами Як-9Б. Все они воевали в составе 130 ИАД на 3-м Белорусском фронте.

Як-9Б были на вооружении 130-й ИАД, в которую и были поставлены все 109 выпущенных машин. Только за время испытаний они произвели 2494 боевых самолето-вылетов с бомбометанием, сброшено 51047 бомб общей массой 356,5 т, проведено 53 воздушных боя, сбито 25 самолетов противника, в том числе 20 FW-190, 2 Me-109, 1 Арадо-56, 2 He-129. Потери Як-9Б в воздушных боях - 4 сбито и 4 подбито. В результате бомбометаний выведено из строя и уничтожено много техники и живой силы противника: танков - 29, бронетранспортеров - 11, автомашин - 1014, автоцистерн - 17, тракторов - 3, орудий - 7, паровозов - 18, железнодорожных вагонов - 161, станционных зданий - 20, складов горючего - 4. (данные с сайта "Уголок неба", http://www.airwar.ru)

P.S. Даже учитывая то, что все очень коротко и сжато - и эта статья не заканчивает историю универсального Як-9. Те кто интересовался историей авиации второй мировой наверняка помнят, чем 60-я серия двигателей Роллс-Ройс Мерлин отличалась от предыдущих, а также обозначение Э-100?

Подписывайтесь. Будет интересно.

Использованные источники:

http://www.airwar.ru/ - Уголок неба
http://авиару.рф/
С. В. Иванов "Як-1/3/7 /9 во второй мировой войне"
Якубович Н.В. - Неизвестный Яковлев - «Железный» авиаконструктор
Якубович Н.В. - Истребитель Як-9 - заслуженный фронтовик