Найти тему
Книга и жизнь

О сочинении в ЕГЭ

После зимних каникул ко мне обратилось несколько старых знакомых с одним и тем же вопросом: надо ли в сочинении на ЕГЭ при аргументации своего мнения обращаться к литературному произведению. Такого требования сейчас нет ( зря. по-моему, но это так), однако есть большое НО...
С большинством проблем, о которых размышляют умные взрослые люди - писатели, журналисты, учёные, выпускники в силу высоты своих 17 -18 лет просто никогда не сталкивались. Они могут что-то знать о проблеме, но аргументы-то нужны всё-таки убедительные, а что убедительнее конкретного факта? Откуда его взять, если все твои увлечения в математике, а проблема связана с биологией? Рассуждения о важности вопроса недостаточно для высокого балла, а дети, да и родители, мечтают именно о высоких баллах. А если проблема морально - этического плана, тоже у ряда ребят не найдётся в личном житейском опыте подходящего примера. Значит, опять просто рассуждение, слабость которого проверяющие видят сразу же...
Давайте ещё учтём временное ограничение - экзамен никто никому не продлит, волнение ребят - слишком многое зависит от результата, есть и определённая усталость: к моменту написания аргумента уже решена первая часть, написана половина, а то и больше сочинения; перерыва на экзамене не бывает, а волнение есть у всех.
Вот тут-то и выручат прочитанные книги . И не надо забывать, что ребята ещё только вступают во взрослую жизнь, и жизненный ,и читательский опыт у них невелик, даже у тех, кто читает больше сверстников, поэтому произведения, о которых вспомнят ребята, будут со школьных уроков литературы, там-то учитель говорил и о том как важно уметь чувствовать боль другого человека, не сдаваться обстоятельствам ни при каких условиях,... И так далее, и так далее.
Вспомнили романы Толстого и Достоевского - прекрасно, не зря сидели в классе, глядишь, лет через 5-6 вернутся к этим книгам и по-иному прочитают. Вспомнили гениальный рассказ "Судьба человека" - какие молодцы, увидели стойкость, величие, высокий гуманизм простого русского человека.
А у словесников судьба такая - проверять работы школьников, в которых не так уж часто встречаются оригинальные, тем более глубокие мысли. (Кто на экзамене будет экспериментировать? Вдруг меня не поймут? Да ведь и жёсткая схема требований к работе не позволит уйти от определённой шаблонности).
Подумайте обо всём этом на досуге, коллеги, кто в этом году будет работать на проверке.
Всем, особенно выпускникам, хороших текстов для работы, собранности и уверенности в своих знаниях! Удачи!